публикации | Тип медиа | публикации | Тип медиа |
Центр бизнес-
консультирования
и образования

Медиатека

Современные медитации
+7 916 592 23 89
04 ноября 2019 Марк Пальчик

Будущее бизнеса качества силы, необходимые лидеру

Опубликовано в журнале «LEADERS TODAY», №9, 2019г, г.Новосибирск.

Markplachik 2019 09 001.1656c9267fa95a18d7c86dbd342be1ea1978 Будущее бизнеса качества силы, необходимые лидеру

Марк Пальчик д-р физ.-мат. наук РАН, д-р психол. наук МАПН,
основатель и научный руководитель Центра бизнес-консультирования и образования Altway

Сегодня роль человеческой индивидуальности в бизнесе  становится одним из главных признаков времени

LT: Какие исторические этапы и присущие им тенденции можно выделить в развитии предпринимательства?

МАРК ПАЛЬЧИК: Тысячу и более лет назад законы не имели той силы, какой они обладают сегодня. Люди не умели руководствоваться правилами и стандартами, решения принимались на основе эмоциональных реакций. Потребовалось длительное время, прежде чем люди научились жить в соответствии с правилами и опираться на законы. В нашей стране изменения начались в середине XIX века. Отмена крепостного права явилась частью этих изменений. В прежние времена крестьянин не мог действовать, если в поле зрения не было хозяина. Он должен был буквально видеть и слышать хозяина. Но теперь опорой для действий стали правила и стандарты, что существенно сложнее.
Правила и инструкции легли в основу деловых отношений и бизнеса. В России этот этап продолжался в советское время. Ведущая роль была отдана планированию и формированию четких правил взаимодействия. Бизнес был медленный и строился по пятилеткам, а руководить им мог каждый, кто готов следовать этим правилам. Отступление от правил не поощрялось и даже могло нести за собой наказание.
Одновременно происходило интенсивное развитие интеллекта. Это продолжалось примерно 150 лет. В начале XX века высоко ценились профессии инженера, врача, учителя. Сильный интеллект был редкостью. Затем этими профессиями овладело большое количество людей. Высшее образование становилось нормой. Начинался следующий этап.
На стыке 80–90‑х годов XX века произошло коренное изменение ситуации. В предпринимательстве появилось два типа людей. К первому типу можно отнести тех, кто обладал сильным интеллектом и навыками стратегического мышления. Как оказалось, этого было недостаточно. Часто возникали ситуации, когда план составлен, решения приняты, но ничего не происходит. И тогда первые роли стали играть люди второго типа — те, кто умел действовать.
Это было существенно сложнее, чем создавать планы и стратегии. Успешными оказывались те, кто был способен реализовывать планы, от планов переходить к действиям. Эта способность включилась в бизнесе в 90‑е годы, вначале слабо и хаотично — в ситуациях купли-продажи. Затем появились люди, способные управлять крупным бизнесом. Сейчас становится все больше людей, способных действовать. Теперь всё больше людей имеют собственный бизнес, не обязательно большой. Способность действовать как-то присутствует в социуме и все больше его заполняет.
Итак, был этап, когда людьми управляли эмоции, затем люди учились жить и вести бизнес по правилам. Затем наступил этап, когда люди научились жить в соответствии с собственной ментальной позицией. Затем наступил период, когда успеха мог достигать только тот, кто способен действовать.
А теперь начался следующий — пятый — этап, когда способности действовать недостаточно. В ближайшем будущем усилится тенденция, которая актуальна уже сегодня: структура и качество бизнеса будут определяться личностными особенностями и интуицией человека, а не концепциями и расчетами. И смоделировать это невозможно. Это ценностный уровень бизнеса. Он может продлиться пять-семь лет. А затем будет еще и шестой этап.

Что отличает бизнес сегодня — какие можно выделить его признаки и обозначить проблемы?

Сейчас мы наблюдаем всё больше вызовов из внешнего мира. Сильно возрастает количество обязательств — по отношению к партнерам и к новым проектам. Растет количество одновременно выполняемых проектов, что влечет за собой резкое возрастание скорости принятия решений и развитие многоуровневого мышления. Каждая, казалось бы, незначительная мелочь, например, неправильно заполненный документ или неточное действие, может порождать сложные сюжеты.
Точность решений сегодня особенно важна, а времени на их принятие становится все меньше. Резко возрастет плата за ошибку. Ошибками могут быть неправильные ментальные идеи, неточности в планировании или в инструкциях. Наиболее серьезные ошибки связаны с неточными действиями или вложениями ресурсов, а также взаимоотношениями людей. Такие ошибки всё сложнее исправлять. Растет также необходимое для этого время. Небольшая ошибка может откликнуться спустя несколько месяцев, а ее цена в разы возрастает по сравнению с прошлыми временами.
Сегодня роль человеческой индивидуальности в бизнесе становится одним из главных признаков времени. В прежние времена было популярно понятие «успешных стратегий». Например, одной из главных задач психологического направления НЛП, пришедшего в Россию в 90‑е годы XX века, было моделирование бизнес-стратегий успешных людей. Понятие «успешные стратегии» было оторвано от личностных особенностей человека. Считалось, что способ действий, ведущий к максимальному успеху, универсален для данного контекста и не зависит от личных качеств человека. В этом подходе необходимо было находить эффективных людей и моделировать их стратегии действий в сложных контекстах. Затем таким стратегиям обучали всех желающих.
Но сегодня такой подход работает далеко не всегда. Теперь многие ситуации в бизнесе настолько сложны, что каждая из них может рассматриваться как уникальная, и эффективные действия в этой ситуации зависят от личных предпочтений и особенностей человека, таких как мотивы развития бизнеса, масштаб мышления, сила концентрации, понятие успеха, способность к выстраиванию отношений и так далее. У разных людей могут быть разные планы, цели и потребности. И соответственно, разные способы действий.
Стратегии действий сегодня должны задаваться с уровня ценностей. На этом этапе человек осознает свои ценности — не только бизнес, но также семья, развитие, отношения и т. д. Цена ошибки на ценностном уровне возрастает до нескольких лет — это масштаб реализации любой ценности.
Итак, в прежние времена сложные решения принимались на основе интеллектуального штурма и анализа. Пройдя обучение можно было действовать по четким правилам и стандартам. Сегодня опираться на утвержденные стандарты все сложнее. Решения принимаются интуитивно: бизнес необходимо чувствовать, а не просчитывать. Он становится не столько предметом заработка, сколько способом самовыражения. Теперь лидер должен строить свой бизнес в тесной связи с тем, как он чувствует ситуацию безотносительно к принятым стандартам. На первый план выходит роль личности лидера. Обучиться подобной стратегии очень сложно. Именно такая стратегия разработана в нашем центре обучения и консультирования Altway.
Мы обучаем этой стратегии на наших тренингах (см. сайт altway.ru).

Что ждет бизнес в будущем — какой подход к его ведению станет актуальным и какому образу должен будет соответствовать лидер?

Тенденция развития предпринимательства такова, что каждый последующий этап становится краткосрочным в сравнении с предыдущим. Первый этап длился тысячу лет или больше, второй этап длился полтора столетия. Третий этап начался в 90‑е годы. Но это уже не тысячи и не сотни лет, счет идет на десятилетия, 30 лет, допустим. Теперь мы находимся в начале пятого этапа развития бизнеса, который будет длиться порядка семи лет, возможно, чуть больше. Напомню, что на этом этапе лидер опирается на ценностный уровень и чувствование бизнеса.
В ближайшие годы очень важным станет понятие внутренней (или личной) силы лидера. Он будет вынужден опираться на эту силу, а не на экономические обстоятельства и финансовые потоки. Он сможет чувствовать на уровне интуиции, какой именно бизнес или направление подходит именно ему и как его развивать. Бизнес становится продолжением самого человека, его личности и его личной силы.
Что же это за сила? Она имеет два аспекта. Первый ее аспект связан со способностью чувствовать, а второй — с концентрацией. Каждую новую ситуацию в бизнесе необходимо сначала тонко почувствовать (первый аспект силы) и только потом начать действовать. И сила воздействия будет зависеть от способности к концентрации (второй аспект силы). Тонкая чувствительность позволяет воссоздать во внутреннем пространстве лидера точный образ бизнеса, а сила воздействия на любой отдельный фрагмент этого образа и способность создавать новые стратегии определяется концентрацией.
Сколько деталей или фрагментов бизнеса мы можем представить и учитывать одновременно? И как мы можем управлять и контролировать? Именно это зависит от уровня личной силы — от чувствительности и концентрации. Чувствительность позволяет четко различать отдельные детали, а концентрация — сохранить эти детали во всех процессах моделирования, расчета и стратегического мышления. Если концентрация недостаточна, то могут возникать проблемы. Например, кто-то может увлечься проблемами производства и, если у него слабая концентрация, упустить вопросы продаж или командных взаимодействий. И наоборот, увлекаясь вопросами продаж, перестает контролировать производство. Таким образом, сила концентрации должна быть велика. Она должна возрастать с каждым новым этапом.
Становится важным умение чувствовать тенденции будущего. Успешные люди демонстрируют способность к интуитивному знанию о том, как находить уникальные решения, наиболее уместные в конкретных ситуациях, и, до некоторой степени, предчувствовать будущее. Это уровень ценностей. Как уже сказано, этот этап продлится порядка семи лет.
Затем наступит еще более короткий этап, назовем его «уровень миссии», когда прошлое, настоящее и будущее должны осознаваться одновременно. На этом этапе бизнес просчитывается далеко в будущее. Цена ошибки — снижение качества жизни, т. е. ошибка может отразиться уже на всей последующей жизни человека и на всех ее аспектах, включая личную жизнь. У предпринимателей должна будет появиться просто фантастическая, в сравнении с сегодняшним днем, ответственность и способность воздействовать на событийные потоки. Этот этап может продлиться несколько лет, после чего возможен сильнейший кризис. Но те, кто пройдут через эту стадию и выдержат кризис, — именно они получат особую силу, и для них наступит золотой век.

07 апреля 2016 Марк Пальчик

Успех в жизни и бизнесе – результат внутренних изменений

Интервью Марка Пальчика для Газеты “Властная вертикаль Федерации”, №3 2016 г.

01 сентября 2015

Как руководитель может повышать уровень своей управленческой компетентности

Талант лидера – способность мыслить системно, работать с командой, вера, воля, активность, восприимчивость. Как развить и укрепить эти внутренние качества? Автор: Сергей Вещиков

15 октября 2014 Марк Пальчик Галина Максимович

Личностные и профессиональные проблемы в эпоху перемен. Как они решаются.

Тезисы выступления М.Я.Пальчика на Конгрессе «Психология ХХI столетия. Новые возможности», сентябрь 2014