Прямая передача знаний при освоении практик развития внутренней силы
Автор: Сергей Вещиков
Когда знание становится силой
Дон Хуан понизил голос, словно собирался поведать мне нечто сокровенное.
– Я хочу доверить тебе величайшее знание, – сказал он. – Посмотрим, сумеешь ли ты им распорядиться. Знаешь ли ты, что в это мгновение ты окружён вечностью? И что этой вечностью ты можешь воспользоваться, если пожелаешь?
Он выжидающе посмотрел на меня, едва заметными движениями глаз подталкивая к ответу. После длинной паузы я сказал, что не понимаю, о чём идёт речь.
– Вон там! Вечность – там! – произнёс он, указывая на горизонт. Затем – прямо вверх: – Или там. А можно сказать и так: вечность – это нечто здесь и здесь… – И он раскинул руки в стороны, указывая на запад и восток.
Мы посмотрели друг на друга. В его глазах был вопрос.
– Что ты на это скажешь? – требовательно спросил дон Хуан.
Я не знал, что ответить.
– Знаешь ли ты, что можешь вечно расширять свои границы в любом из указанных мною направлений? – продолжал он. – Знаешь ли ты, что одно мгновение может быть вечностью? Это не загадка; это факт, но только если ты оседлаешь это мгновение и используешь его, чтобы унести с собой свою целостность навсегда и в любом направлении.
Он смотрел на меня.
– У тебя раньше не было этого знания, – сказал он, улыбнувшись. – Теперь я открыл его тебе, но что это изменило? Пока у тебя всё равно недостаточно личной силы, чтобы им воспользоваться, иначе моих слов хватило бы тебе, чтобы собрать свою целостность и направить её на прорыв собственных границ.
(Карлос Кастанеда, «Сказки о силе»)
Каждый, кто участвовал в первом модуле программы М.Я. Пальчика «Практики развития внутренней силы», знаком вот с такими инструкциями:
«Расфокусируйте внимание в теле и раздвиньте ощущения телесных границ, расслабьте и раскройте тело, соедините ощущения «я» и «внутреннего наблюдателя».
В этих инструкциях говорится о самых первых внутренних действиях в практиках. Они нужны, чтобы совершить множество других действий, которые в итоге приводят к целостному выполнению практик развития внутренней силы. Но даже для совершения первых шагов в этом походе за силой нужна сила, и для многих начинающих эти первые внутренние действия трудно выполнить с нужным качеством.
Для обретения силы нужна сила – эта формула кажется парадоксом только на первый взгляд. Человек — это живая открытая система, индивид не существует без внешних входящих потоков, и все внутренние потоки инициируются извне, в надсистеме, другими людьми и окружающей средой. Умение действовать внутри тоже запускается извне, другим человеком. Это происходит в процессе, который принято называть прямой передачей знания. В нашем случает для освоения практик нужен наставник, кто поделится своей силой и инициирует внутренние действия ученика.
Если я ищу путь и знаю, что с вершины горы он виден, но навыков забраться на гору нет — мое знание бессильно. Знание станет силой, если есть навыки восхождения. Лучший способ приобрести эти навыки — полазить по горам вместе с альпинистом. В этом способе обучения происходит прямая передача знаний мастерства скалолазания.
Прямая передача знаний — это процесс, в котором наставник делится своей силой с учеником, а знание в этом процессе становится силой.
Кому в походе за силой жить хорошо
Я знаком с людьми, которые с энтузиазмом начинали обучаться практикам развития внутренней силы, но у них не получилось их освоить, и через некоторое время они оставили это занятие. С другой стороны, есть достаточно много людей, у которых освоение и применение практик для решения своих жизненных задач идет хорошо.
Почему так происходит? Что останавливает одних, но не является преградой для других людей и почему? Сначала я удивлялся этим фактам, ведь те, у которых получилось и другие, у кого не вышло освоить практики, примерно одинаково умные и социально успешные люди. Они участвовали в семинарах у одних и тех же тренеров. Было бы еще понятно это разделение сразу после первого модуля программы обучения. Человек понимает, что эти практики его не интересуют и оставляет их, или практики ему нравятся и он пользуется ими. Но люди, которые не смогли освоить практики, участвовали во многих семинарах в течении года или нескольких лет.
Мне кажется, я догадываюсь, в чем основная причина. Участникам программы обучения, которым не удалось освоить практики развития внутренней силы, просто не хватило сил сделать это самостоятельно.
На мой взгляд освоение энергетических практик – задача нетривиальная. Действительно, в практиках важнейшая составляющая — внутренние действия, которые мы осуществляем нашим сознанием. Эти действия (управление периферийным и центральным вниманием, перемещение своего осознания в теле и воздействие им на энергию) не видны и поначалу плохо осознаются. Освоение действий невидимых и неосознаваемых — задача трудная. Довольно часто, у человека, начинающего осваивать практики, чувствительность слабая, тело весьма заблокировано, а мышление обусловлено только ментальным планом. И если учесть, что энергетические практики требуют выполнять множество внутренних действий на фоне переживания стрессового состояния и телесных напряжений, одновременно выполняя телесную практику, то неудивительно, что освоение идет непросто.
За десять лет, что я сам занимаюсь, и за годы обучения практикам других людей, я увидел, что для всех случаев успешного освоения есть одна общая компонента. Этот общий элемент заключается в том, что люди, освоившие практики, выполняют их время от времени в сопровождении тренеров, инструкторов или опытных практикующих.
Для успешного освоения практик нужна опора на тех людей, кто уже обладает нужными навыками. Мне кажется, в этом основная причина, почему у одних людей получается освоить практики, а у других нет. Получается у тех, кто учится и развивает необходимые навыки в процессе парной работы с наставниками – более опытными практикующими. В таком взаимодействии происходит прямая передача необходимых знаний. Наставником может быть практикующий, который хорошо владеет внутренними навыками и может «видеть», вернее, чувствовать энергетические процессы другого человека.
Как показывает опыт, без прямой передачи знаний обойтись трудно. В процессе парной работы с наставником освоение нужных навыков проходит во много раз быстрее, чем при самостоятельной работе. Также обстоит дело с применением практик для решения жизненных проблем. В паре с опытным практикующим медитация идет более мощно и глубоко, больше возможностей для достижения чистоты и широты осознания, необходимых для решения проблемы. Можно сказать, что это один из законов освоения и развития сложных навыков. Проявления этого закона можно наблюдать во многих сферах, например, ребенок может научиться говорить и думать только в тесном взаимодействии с теми, кто говорит и думает.
Не было бы силы, да несчастье помогло
В одной из бесед с Кастанедой Дон Хуан говорит: «Лучшее, на что мы способны, проявляется, когда нас прижимают к стенке, когда мы ощущаем рок, нависший над нами.» (четвертая книга Карлоса Кастанеды «Сказки о силе»)
Вы можете заметить, что перефразированная народная мудрость, взятая заголовком данного раздела, и цитата из книги К.Кастанеды содержат общий глубинный смысл. Об этом же пишет М.Я. Пальчик: «каждая трудность в профессиональной и личной жизни рассматривается как большая ценность, так как содержит не только знание о том, что именно в человеке нуждается в немедленных изменениях, но также и потенциальную энергию для этих изменений и для понимания, как в данной ситуации поступить» «Квантовая модель эволюции личности», с.19.
Основываясь на своем опыте освоения практик развития внутренней силы, могу сказать, что наибольшую пользу приносит медитация по поводу жизненной ситуации, которую я воспринимаю как тупик. В такой медитации много вовлеченности, активности и ощущения потока жизни, а вновь освоенные внутренние навыки прочно закрепляются и становятся рабочим инструментом. Лучший способ для освоения практик развития внутренней силы — использовать их для решения своих жизненных трудностей.
Было бы ошибкой считать, что задачу для работы в практиках можно выбрать произвольно, наподобие тому, как курортник выбирает, куда пойти на экскурсию. Здесь ментальный произвол не пройдет, потому что задачу ставит сама жизнь, а человеку нужно осознать ее, чтобы сконцентрировать свои усилия в нужном направлении.
Задача начинает проявляться в виде событийных знаков — фрагментов события, которые сопровождаются внутренним откликом. Сначала знак вызывает тонкий и слабый отклик, затем появляются знаки у которых внутренние отклики более плотные и интенсивные, и в конце концов, задача является в виде проблемы со всей своей очевидностью и во всей «красе».
Выслеживание знаков — очень эффективная техника осознания проблемных участков своей жизни. Для этого требуется способность осознавать, замечать знаки в событийном потоке, что можно сделать при определенном развитии чувствительности. А если нужного уровня чувствительности и осознанности пока нет?
Полезно поговорить с сопровождающим о тех областях вашей жизни, где есть трудности, либо есть ощущение, что там что-то не так. Сопровождающий, благодаря своей чувствительности, будет служить индикатором внутренних откликов. В таком процессе можно найти событийный фрагмент, являющийся знаком.
Правильная постановка задачи — половина ее решения. В нашем случае это имеет большое значение. В процессе обсуждения нужно прийти к краткой, конкретной и понятной формулировке проблемы.
Любая проблема сопровождается остановкой, прерыванием событийного потока. Необходимо, чтобы появилось осознание, чем прерывается событийный поток, что создает препятствие к тому, к чему вы стремитесь, или что мешает вам действовать на внешней территории, или от чего вы уклоняетесь или пытаетесь избежать, или что идет «не так».
Если это «не так» удалось найти и осознать, то при внесении его на внутреннюю территорию появляется переживание проблемы и его нужно осознать, задавая себе вопрос: «Каким я себя чувствую, когда это «не так» присутствует или происходит на внешней территории?». Осознание проблемы состоит из внешней части — что «не так», и внутренней — каким я себя чувствую.
Обучение практикующих — дело рук самих практикующих
Где взять наставника для выполнения практик?
Лет десять назад с этим было сложно, а сейчас уже достаточно много тренеров, инструкторов и опытных практикующих. Если практикующий решил развивать свои навыки с помощью наставника, то дело за малым — остается выбрать кого-то и договориться о времени и месте. Здесь инициатива за практикующим.
Конечно, наиболее эффективно процесс парной работы в практиках идет при непосредственном взаимодействии, когда практикующий и сопровождающий встречаются в удобном месте для выполнения энергетических практик. Очень хорошо, если есть пространство для занятия йогой, имеется минипаросауна (деревянная бочка с парогенератором), русская баня и финская сауна, ванны для горячей и холодной воды, кушетка для массажа и медитации. Такие центры практик уже появляются, и это очень хороший вариант для занятий.
Много можно сделать и в домашних условиях. Не беда, если нет возможности для водных и жаро-паровых процедур, великий потенциал есть в работе с мышечными блоками, в растяжках тела или позициях хатха-йоги.
Если обстоятельства складываются так, что непосредственный контакт невозможен, например, подходящий вам сопровождающий живет в другом городе, то вполне эффективна может быть парная работа посредством видеосвязи через интернет, например, с помощью программы Skype. При общении через видеозвязь сопровождающий чувствует движение энергии, телесные напряжения и состояния своего партнера так же хорошо, как и в непосредственной близости. Так что разделенность в пространстве не помеха, можно быть в разных городах и проводить качественные сессии парной работы.
Стоит ли ждать грома, чтобы перекреститься?
Для некоторых практикующих такой вопрос не стоит, для них гром грянул и проблема явилась в жизнь во всей красе, от мучительных переживаний и событийных тупиков до опасных заболеваний. Для этих людей все понятно, нужно брать и делать. Как быть тем, у кого вроде все хорошо?
Нужно понимать, что даже если проблемы сейчас не видно, то она поджидает нас в будущем, жизненные трудности уже, так сказать, спроектированы, и важно как далеко мы их заметим и насколько будем готовы к встрече. Другими словами, задача в том, чтобы иметь такую чувствительность и осознание, чтобы видеть надвигающиеся проблемы в их самых тонких проявлениях. Это дает возможность решать надвигающиеся сложности на уровне правильных выборов и своевременных действий, не доводя ситуацию до событийных тупиков, эмоциональных конфликтов и телесных недугов.
Если для вас гром еще не грянул, то проблематикой при занятии практиками, могут служить любые неурядицы обыденной жизни, начиная с пустяковых обид на близких людей и мелких препятствий в делах. Важнейшим результатом такой работы будет развитие чувствительности и осознанности. И в один прекрасный момент вы заметите, что одна из небольших заминок в делах является для вас важнейшим знаком, содержащим указание на возможность серьезной проблемы в будущем. Этот же знак содержит и знание как эту проблему предотвратить.
На наставника надейся, а сам не плошай
— Я рассчитывал на Лусио, — сказал дон Хуан, — а вместо него нашел Элихио. Я знал, что это бесполезно, но если кого-то любишь, ты должен действовать настойчиво, с верой в то, что человека можно изменить. В детстве Лусио обладал мужеством, но с годами растерял его.
— А если его заколдовать?
— Заколдовать? Зачем?
— Чтобы вернуть ему мужество.
— Нет. Человека нельзя сделать мужественным. Можно сделать безвредным, больным, немым. Но никакая магия и никакие ухищрения не в силах превратить человека в воина.
— И что, ничего нельзя сделать, дон Хуан?
— Ничего. Невозможно вставить в медузу кости.
(Карлос Кастанеда, «Отдельная реальность»)
На мой взгляд, было бы слишком беспечно со стороны практикующего полностью полагаться на сопровождающего, предполагая, что тот все сделает сам: и определит цели вашей совместной работы, и выстроит ее последовательность, и будет давать указания для каждого шага. С точки зрения осознанности обучения и решения своих жизненных задач, стоит взять на себя ответственность за результаты парной работы — это создает особый настрой, способствующий успеху.
Есть два важнейших аспекта в применении практик, в которых осознанность и воля практикующего имеет определяющее значение. Без проявления этих аспектов помощь наставника, сколь угодно искусного, результатов не даст. Наставник может обучить практикующего всему, что необходимо в практиках, кроме этих двух вещей:
Желание решить свои проблемы
Жить можно и с проблемами, человек способен приспособиться к такому существованию, вытесняя проблемные зоны из сознания и платя за это болезнями. Но если сам человек решит жить иначе, проявит волю, то «в медузе начнет расти скелет».
Готовность взять ответственность на себя
Это не принцип морали, а скорее внутренняя позиция облегчающая поиск наименее затратного и наиболее экологичного способа решения проблемы. Действительно, если я создал проблему, следуя неуместным поведенческим стереотипам, то я же смогу ее решить, изменяя свое поведение на более удачное. А если считать, что мои сложности создают другие люди, то попытка решить проблему означает исправить поведение другого человека — слишком затратно и не всегда возможно.
Установка сознания – «люди (тут у каждого свой список) виноваты в том, какая у меня жизнь» создает основу для внутренней пассивности, чувства жалости к себе или состояния гордыни. Эта внутренняя позиция является своеобразной ловушкой для сознания, потому что позволяет «быть всегда на коне» – в любой ситуации можно найти виновного, предъявить счет, испытывать «праведный» гнев и требовать сочувствия со стороны окружающих. Эта позиция является постоянным источником внешних конфликтов.
Для принятия ответственности на себя требуется мужество и воля, одновременно в процессе этого действия и воспитываются эти важные человеческие качества. Позиция – «я отвечаю за все, что со мной происходит» имеет неоспоримые преимущества: она энергетически самая выгодная и создает основу для внутренней активности и поиска сотрудничества с другими людьми.