О системном мышлении
Об энергетической модели системного мышления
Предлагаемая здесь энергетическая модель мышления может рассматриваться как применение системного подхода к процессу осознанного участия человека в осуществлении собственных проектов. Мы будем использовать энергетическую версию системного подхода, в которой двойные связи внутри (кибернетической) системы – воздействие и восприятие для каждой части системы – ассоциируются с потоками энергий инь и ян. Любая задача или проблема внутри системы возникает как результат внешнего воздействия и сопровождается распадом определенного типа энергии – духовной энергии, или энергии ци – на полярные составляющие инь и ян. Эти энергии перераспределяются внутри системы таким образом, что в одних частях системы преобладает энергия инь, в других – энергия ян. При этом одна из двух связей данной части блокируется, и это состояние оказывается стабильным. В обычных описаниях такая ситуация рассматривается как двойная мотивация (“кнут и пряник” – инь и ян, соответственно). При таком подходе решение проблемы представляет собой определенный энергетический процесс, восстанавливающий целостную энергию ци. На практике речь идет о создании навыков трансформации внутренней энергии и управления внутренним состоянием в процессе решения любой жизненной задачи.
Рассматриваемая здесь модель мышления возникает как результат жизнедеятельности кибернетической системы “дух-тело”.
В категорию “дух” включены миссия, ценности, поступки человека, а также некоторые жизненные принципы и убеждения, поддержанные ценностями данного человека. Для обозначения этой категории мы будем также использовать термин “картина мира”. В категорию “тело” включены логически не связанные описания деталей контекста, их эмоциональная окраска и телесные ощущения по их поводу. В такой модели “тело” является источником энергии, которая поднимается в область “духа”, а “дух” является источником “знания”. Под “знанием” понимаются важные для данного контекста фрагменты картины мира, а также различные уровни управления – в большей части неосознанного – телесным планом.
Таким образом, мы получаем систему, состоящую из двух частей. Янская часть – “дух” – связана с ментальным порождением стратегии действий, последовательности шагов или законченного описания исследуемого объекта, а в более общей модели – и с активным воздействием на данный объект. Иньская часть – “тело” – связана с созданием своеобразной “аксиоматики” для данного акта мышления, т.е. пассивным сбором и систематизацией информации. Янский и иньский типы связи в этой системе представляют собой поток управления, или “знания” (от “духа” к “телу”) и энергетический поток (от “тела” к “духу”).
Итак, в процессе мышления участвуют обе части. Это естественный стиль, свойственный тренированному и зрелому человеку, у которого дух и тело в равной степени здоровы и развиты. Однако, эта модель становится недоступной в случае внутренних проблем: либо картина мира оказывается слишком жесткой или искаженной (нарушения в области духа), либо тело недостаточно подготовлено для рассматриваемого процесса. В частности, многие неадекватные эмоциональные и соматические состояния являются непреодолимым препятствием для спонтанного следования этой модели. В этом случае одна из двух связей – иньская или янская – блокируется, что дает линейную систему с причинно-следственной зависимостью. В одном случае причину ищут в неправильной картине мира, т.е. в области “духа”, а в другом случае – в неадекватном восприятии, т.е. в области “тела” (физическое тело, ощущения, эмоции, спонтанный выбор значимых деталей). Вернемся к описанию энергетической модели. С каждой из частей этой системы связан определенный навык. С категорией дух мы будем связывать способность к концентрации, которая развивается у человека с годами, а с категорией тело связана способность к деконцентрации, которая присутствует у каждого человека изначально.
Рассмотрим подробнее роль деконцентрации в данной модели. Под деконцентрацией мы понимаем способность расфокусировать внимание внутри тела и за его пределами. Это дает высокую чувствительность как к деталям самой проблемы, так и к деталям более широкого контекста. В состоянии деконцентрации внимание спонтанно привлекается к разнобразным деталям контекста. В целом это формирует внутреннюю позицию человека, не всегда логически аргументированную. Некоторые из этих деталей осознаются как важные, к другим же деталям внимание привлекается бессознательно. Эта часть внимания управляется с ценностного плана. Таким образом, эти детали оказываются выделенными вследствие двух причин: либо они соответствуют бессознательным ценностным установкам, либо связаны с различного рода страхами, запретами и другими повреждениями ценностного плана, сформированными в детском и подростковом возрасте, в процессе социальной адаптации.
Фактически мы описали здесь возможный механизм, с помощью которого осуществляется бессознательный выбор внутренней позиции. Для каждого человека этот выбор задается состоянием ценностного плана и строго индивидуален. Например, можно по-разному оценивать перспективы партнерских отношений: один человек будет спонтанно обращать внимание на аккуратность одежды, другой на мимические реакции, третий на звучание голоса, четвертый на высказываемые идеи и т.д. Этим процессом формируется конкретный выбор. Такой выбор присутствует даже у ребенка, который интуитивно может принимать или не принимать окружающих.
Можно сказать, что расфокусированное внимание создает своеобразную аксиоматику, на которой основаны дальнейшие логические построения. Эта аксиоматика, как правило, не осознается, поэтому людям не всегда легко осознать истоки собственных решений. Например, управляющий может без всяких оснований давить на подчиненного или уклоняться от контактов с ним, совершенно не отдавая себе отчета в том, что он это делает. Часто при приеме на работу из всего списка заслуг человека неосознаваемо выделяются одни и замалчиваются другие, и итог для постороннего человека может оказаться совершенно необъяснимым.
Рассмотрим теперь роль концентрации, связываемой с категорией “дух”. Главная особенность концентрации состоит в том, что она осуществляет трансформацию объектов тонкого плана (ощущений, в том числе и болевых, эмоций, мыслей и ментальных конструкций, а также тонких ощущений, касающихся событийных выборов и ценностных ограничений). В других статьях мы рассматривали ряд практик, позволяющих решать проблемы разных планов, от симптомов болезни до принятия сложных решений. Все эти практики основаны на использовании концентрации. Ниже мы вновь рассмотрим ключевой шаг этих практик, связанный с концентрацией. Он будет использоваться как часть нашей модели мышления.
Приведем теперь технические шаги, необходимые для использования расфокусированного внимания и концентрации. С расфокусированным вниманием связан процесс восприятия. Для описания первого этапа (сбор информации) удобно воспользоваться метафорой “первого внимания”. Мы будем подразумевать под этим состояние максимальной непредвзятой чувствительности ко всем деталям контеста проблемы. Это состояние можно задать с помощью следующей техники, которую мы назовем “быть в первом внимании”. Перечислим ее шаги:
- расслабить тело;
- расфокусировать внимание во всем теле;
- создать ощущение, как если бы тело расширялось, касаясь различных фрагментов окружающего контекста и поглощая их;
- “раскрыть” тело, т.е. создать ощущение, как будто ткани тела раздвигаются, давая возможность глубинному “ощущению Я” объединиться с деталями окружащего контекста.
Особенность концентрации, как уже говорилось, состоит в том, что она осуществляет процесс трансформации энергии. В энергетической модели мышленипя концентрация используется только в сочетании с расфокусировкой. Для описания такого процесса удобно воспользоваться метафорой “второго внимания”. Мы будем говорить о “воздействии второго внимания”, подразумевая следующие шаги.
- “Быть в первом внимании” на протяжении всего процесса.
- Визуализировать проблемный фрагмент.
- Осознать, какие дискомфортные ощущения в (физическом) теле он вызывает, и в каких именно областях тела.
- Направить концентрацию одновременно на проблемный фрагмент и на вызываемые им ощущения.
- Сохранять концентрацию до полной трансформации дискомфортных ощущений. В случае необходимости воспользоваться для трансформации техниками, описанными в предыдущих статьях.
Рассматриваемая здесь энергетическая модель процесса мышления включает следующие шаги.
Шаг 1. Сформулировать задачу максимально конкретно.
Шаг 2. Создать состояние “первого внимания” и оставаться в нем до конца процесса.
Шаг 3. Создать “намерение”. Нам кажется уместным воспользоватся терминологией толтекского мифа. В нашей модели удобно определить намерение, используя систему “тонких тел”. Под намерением мы будем понимать синхронную проявленность цели во всех тонких телах. Это означает создать состояние, в котором содержатся ощущение предстоящего действия и эмоциональный импульс, четкая ментальная формулировка цели, активный импульс к действию и знание первого шага, а также мечта и стратегическое понимание происходящего. Все эти проявления намерения должны быть созданы синхронно и согласованно.
Шаг 4. Сохраняя расфокусированность и намерение, нужно припомнить все препятствия для выполнения поставленной задачи, попутно осознавая, где и как они откликаются в теле. Удобно кратко записывать все препятствия по мере вспоминания. В процессе осознания всего списка препятствий осознается (“создается”) исходная “аксиоматика” решаемой проблемы.
Шаг 5а. Энергетическая трансформация. На этом этапе используется техника “Воздействие второго внимания”. Это приводит в движение скопления янской и иньской энергий, что сопровождается их перераспределением и инициирует процесс трансформации энергии. В данном случае это выражается в следующих действиях.
- Сохранять состояние “первого внимания”.
- Найти несколько очагов напряжения по поводу проблемы (несколько мест, где есть дискомфортное ощущение).
- Заставить эти ощущения эволюционировать, взаимодействуя между собой. Это происходит, когда импульс внимания, исследуя тело, привлекается к тем местам, где есть дискомфорт. Как только он касается этого места, необходимо создать здесь локальное расслабление мышц, концентрируясь на нем, и переходить к следующему дискомфортному ощущению. Постепенно концентрация охватывает основные дискомфортные места, и формируется медитативное состояние, в котором участвует все тело.
Шаг 5б. Рождение новой аксиоматики. Важно, что все ощущения, связанные с комплексом препятствий, соединены в теле в некоторый уникальный, присущий только решаемой проблеме, рисунок, и по мере работы он все больше и полнее осознается – “оживает” и приобретает определенность, а затем эволюционирует. К этому моменту возникает новый взгляд на проблему или меняется позиция, что свидетельствует о смене аксиоматики и, следовательно, картины мира. На данном этапе необходимо четко сформулировать новое понимание. Оно либо содержит полное решение проблемы, либо сопровождается коррекцией цели. В случае коррекции цели необходимо вернуться к шагу 2.
Шаг 6. Вербализация результата. При решении сложных задач может не хватать концентрации или чувствительности. Это может быть связано с неподготовленностью тела (чрезмерной заблокированностью) или с другими внутренними проблемами. Тогда при вспоминании фрагмента развивается неосознаваемый телесный спазм, который сопровождается возникновением ощущения тупика, или бессилия, отчаяния, безнадежности, обиды. В этом случае процесс решения проблемы необходимо прервать и выполнить ряд специальных практик, описанных в наших предыдущих статьях. Постоянное использование энергетической модели мышления становится источником ускорения личной эволюции.
Восстановление энергетических потоков как метод интеграции проблемных состояний
Процесс мышления является продуктом жизнедеятельности системы “тело-дух” (см. нашу статью “Об энергетической модели системного мышления”) и включает два этапа.
Первый этап связан с восприятием и формированием внутренней позиции: логически не связанные описания деталей контекста, их эмоциональная окраска, телесные ощущения по их поводу и само физическое тело включены в категорию “тело”. При формулировке проблемы “тело” является источником своеобразной “аксиоматики”, т.е. исходной позиции (см. предыдущую заметку), на которой основываются логические построения второго этапа.
Второй этап представляет собой процесс обработки собранной информации и порождения ментальных описаний, касающихся смысла происходящего, и связан с категорией “дух”. Мы хотели бы подробнее рассмотреть первый этап. Мы обсудим технику интеграции, позволяющую легко корректировать восприятие и фрагменты картины мира, т.е. создавать более адекватную “аксиоматику” для процесса мышления. Данная техника также позволяет решать любые эмоциональные конфликты и проблемы, которые в данном контексте можно рассматривать как результат раскола энергии ци на составляющие инь и ян. Такие проблемы и связанные с ними тупики также можно рассматривать как ошибку восприятия, которая исчезает вместе с проблемами в ходе восстановления энергии ци.
Все процессы, связанные с категорией “тело” и касающиеся формирования “аксиоматики”, удобно рассматривать с энергетической точки зрения. В даосской традиции рассматривается движение энергии по микрокосмической орбите. В некоторых случаях процесс движения энергии может нарушаться под воздействием внешнего давления, что создает впечатление стресса и ведет к появлению проблем. Под проблемой мы будем понимать нарушения в некскольких тонких планах, например, в сенсорном, эмоциональном, ментальном и событийном (в модели тонких тел им соответствуют эфирное, астральное, ментальное и каузальное тела). Любая проблема проецируется также на физическое тело, где представлена мышечными блоками (хроническими неосознаваемыми спазмами). Таким образом, каждому телесному блоку можно сопоставить присутствие дискомортных ощущений в теле, которые иногда проявляются в виде симптомов заболеваний, а также особой, искаженной эмоциональной реакцией и соответствующими искажениями в картине мира. Наличие телесных блоков и связанных с ними проблем ведет к прерыванию потока энергии по микрокосмической орбите, а также блокировке энергии в различных зонах тела (телесных уровнях). В предлагаемой технике интеграции присутствуют шаги, восстанавливающие движение энергии и инициирующие ее трансформацию, восстановление энергии ци и коррекция картины мира, что ведет к новым, более адекваттным решениям.
В нашей модели тело рассматривается как инструмент восприятия. Как известно, любое событие или его фрагмент, представленный в виде образа, порождает набор ощущений в различных телесных уровнях. Каждое из таких ощущений имеет эмоциональную окраску. В тех зонах тела, где имеются блоки, обычно присутствуют негативные эмоциональные переживания. Они представляют собой привычные (выученные) эмоциональные реакции, мало зависящие от реального хода событий: эмоциональная реакция возникает не столько на внешние обстоятельства, сколько на порождения картины мира данного человека. Каждая такая реакция обусловлена блокировкой движения энергии ци, ее распадом на составляющие инь и ян и скоплением янской или иньской энергии в соответствующей зоне тела. Этот процесс, в свою очередь, обусловлен наличием там телесных блоков.
Рассматриваемая ниже техника предполагает умение восстанавливать по характеру ощущения как старые ситуации стресса, приведшие к формированию блока, так и актуальные ситуации, имеющие отношение к данной проблеме. Это умение представляет собой один из вариантов практики “выслеживания”, описанной нами в предыдущих статьях. В данном случае эта практика включает следующие шаги.
- Расфокусировать внимание во всем теле и за его пределами.
- Представить образ проблемной ситуации.
- Найти различные телесные ощущения, возникающие в процессе такой визуализации.
- Осознать характер и структуру телесного ощущения в выбранной зоне тела.
- Определить эмоциональную окраску.
- Вспомнить набор эпизодов личной истории с такими же телесным ощущением и эмоциональной окраской. Эта техника позволяет по любому дискомфортному ощущению восстанавливать развитие данного стереотипа восприятия.
Перейдем к обсуждению техники интеграции. Нам будет удобно использовать модель телесных уровней, основанную на представлении о семи чакрах. Каждая чакра рассматривается здесь как центр восприятия, и с каждой из них связывается соответствующий телесный уровень. Телесные блоки в такой модели классифицируются в соответствии с телесными уровнями. Можно говорить о блоках первого уровня, второго и т.д. Наличие блоков на данном уровне означает снижение чувствительности этого уровня и постоянное присутствие некоторого напряжения, дающего стандартную для данного человека эмоциональную окраску, слабо зависящую от реальных обстоятельств. Это ведет к искажению восприятия и картины мира.
В стандартной модели можно очень условно дать универсальную классификацию нарушений эмоционального восприятия.
1 уровень – беззащитность, бессилие, безнадежность, панический ужас, сексуальное отвращение;
2 уровень – паника, страх общения, тревожность, сексуальные страхи и отвращение, нестабильность, страх будущего, раздражительность, неуживчивость.
3 уровень – агрессия и страх, патологическое самоутверждение, соперничество по любому поводу.
4 уровень – одиночество, покинутость, обиды, чувство несправедливости, невостребованности, ненужности, ненависть, зависть, страдание, униженность;
5 уровень – ощущение тупика, отчаяние, соперничество (только с равными), высокомерие и жалость к себе, стремление все объяснить рационально (“все по правилам”);
6 уровень – неверие, безразличие, рационализм, страх чуда, страх веры запрет на творчество.
Приведем для в качестве примера стенограмму демонстрации во время тренинга. Участница тренинга жалуется на конфликт с одним из работников, который “совершенно не хочет выполнять свои обязанности”. Во время демонстрации мы предлагаем ей “смотреть” на этот конфликт с разных уровней. Термин “смотреть” означает осознать ощущение и его эмоциональную окраску в данном уровне. Для дальнейшей работы можно воспользоваться упомянутой выше практикой выслеживания.
В приведенном примере восприятие вглядит разорванным и противоречивым: отторжение – слезы – гнев – безнадежность – давление – любопытство – принятие и покой. Обычно осознается только одно из этих чувств, причем, в разных контекстах и в разные моменты это могут быть разные чувства. Заметим, что распределение энергий остается фиксированным, т.е. весь набор эмоций постоянно присутствует в теле, однако внимание переключается, в зависимости от контекста, с одного на другое, так что у человека возникает иллюзия, будто он испытвает множество противоречивых чувств.
Первый шаг рассматриваемой здесь техники интеграции состоит в осознании всех присутствующих в теле эмоциональных расколов. Дальнейшие шаги могут быть разной, в зависимости от задачи. Если подходить стратегически, т.е. ставить задачу полногоосвобождения от подобных конфликтов, необходимо воспользоваться техникой выслеживания (см. выше) и подвергнуть все выслеженные эпизоды личной истории энергетической трансформации. Практики трансформации описаны нами в других статьях (авторские версии практики перепросмотра личной истории). Если же задача состоит только в решении данного конфликта, то можно воспользоваться другим приемом, который был также применен в данной демонстрации. Для описания шагов воспользуемся продолжением стенограммы.
В данной демонстрации мы использовали приемы расфокусировки и концентрации, а также состояния “быть в первом внимании” (см. предыдущую статью). Итак, рассмотренная здесь техника интеграции состоит из двух этапов. На первом этапе достигается осознание всех расколов, которые сопровождаются застоем энергии в разных телесных уровнях. Второй этап техники заключается в том, чтобы инициировать движение энергии и довести процесс до полной трансформации, одноврменно оставаясь в контакте с проблемным эпизодом.