Как работать с болью. Как излечивать заболевания с помощью медитаций. |
Центр бизнес-
консультирования
и образования
Медиатека
Современные медитации
+7 916 592 23 89
01 июля 2019 Марк Пальчик

Как работать с болью. Как излечивать заболевания с помощью медитаций.


1. Введение
2. Понятие «энергия».
3. Технология «выслеживание болезни».
4. Перераспределение энергии. Техника объединения внутренних зон тела.
5. Восстановление чувствительности к переживаниям.
6. Медитационные практики трансформации боли и негативных эмоциональных состояний.
7. Симптомы заболевания как знаки внешнего мира. Исцеление хронических заболеваний.
8. Заключение и итоги.
Приложение.  Стенограммы демонстраций работы с болью.

1. Введение.

Болевой синдром и болезнь вообще воспринимаются обыденным сознанием как удары судьбы, идущие извне и обусловленные объективными физическими причинами. Это же касается и эмоциональных реакций на внешние события.

Принято также думать, что если для боли есть физические основания, такие как травмы, повышенное кровяное давление, воспаления, инфекционные поражения, родовые схватки и т.п., то эта боль (или болезнь, или дискомфорт) не может быть преодолена без физических же, т.е. медикаментозных средств.

Самое нематериальное из применяемого для борьбы с болевым синдромом, это суггестия (внушение) и аутосуггестия, которые, впрочем, с точки зрения целостного организма, действуют так же, как обычный анальгетик: отключают болевой сигнал, делая его недоступным восприятию – т.е. снижают чувствительность тела.

Однако, человек, живущий в духовной традиции, может бороться с болью, следуя принципам, диаметрально противоположным по отношению к общепринятым. Чувствительность тела может быть высокой, но ситуация травмы или болезни не вызывает у него напряжения, страха, спазма, неприятия; он не борется с болью, а безоговорочно «принимает» ее – как волю Божью – и «чудесным образом» становится для нее прозрачен.

В христианской традиции тема «принятия страдания» особенно акцентирована. Страдание рассматривается как обязательная часть духовного развития, посланная Богом. Только приняв страдание, человек может обрести покой и радость (т.е. исцелиться).

Ниже мы покажем, что христианский принцип «принять страдание» является частью процессов исцеления.

На технологическом уровне этот принцип выглядит достаточно парадоксально – идти навстречу боли или страху, усиливая страдание. При этом используется универсальный технический прием – особым образом расслабить тело и расфокусировать внимание. Для полного исцеления необходимо сделать еще ряд шагов, по умолчанию присутствующих в духовных традициях (см. ниже).

Человек, идущий в этом процессе до конца, достигает парадоксального («чудесного») результата: боль (или страх) внезапно начинают трансформироваться в ощущение физического и душевного комфорта, покоя и готовности к новым конструктивным действиям. Негативные эмоции трансформируются в спокойствие и понимание.

Подчеркнем, что полное исцеление подразумевает не только устранение физических симптомов (и самой болезни), но и трансформацию их духовных составляющих. Снижение физического дискомфорта сопровождается изменением картины мира.

Если кратко, то процесс исцеления или самоисцеления включает три уровня практик: выслеживание, трансформация, неделание.

Сначала выполняется «выслеживание боли и симптоматики». На этом этапе осознаются фрагменты картины мира, вызывающие сильные переживания и поддерживающие болезнь.

Затем сильные переживания, а также боль и симптомы преобразуются в комфортное состояние. Здесь используются специальные медитационные практики трансформации.

Далее следует осознать, как изменилось эмоциональное состояние, какие идеи возникли взамен негативных мыслей, как изменился данный фрагмент картины мира. Осознав состояние, полученное в результате трансформации, следует закрепить его новым для себя, конструктивным поведением (практика неделания). Такое поведение возникает спонтанно и проявляется прежде всего в форме осознанного отношения к болезни и новых поступков.

После этого данный фрагмент работы по исцелению можно считать завершенным. Важнейшей особенностью подхода является одновременная работа  на двух уровнях – «уровне души» и «уровне тела», которые рассматриваются как части единой системы:

  • нельзя вылечить тело, не изменив картину мира (не «вылечив душу»),
  • нельзя изменить картину мира, не вылечив тело.

Предлагаемый здесь метод позволяет справляться с различными видами болей: головными, зубными, невралгическими, ревматическими, болями в печени, почках, позвоночнике, болями воспалительного и травматического происхождения (включая переломы); а также заболеваниями – язвой желудка, гинекологическими заболеваниями (в частности, некоторыми видами бесплодия, мастопатией, иными новообразованиями, а также с фригидностью), аллергией, астмой, псориазом, ­и многими другими видами заболеваний[1].

Следует иметь в виду, что использование энергетических практик для излечения хронических заболеваний требует  длительного времени, иногда более года, в зависимости от сложности заболевания, степени повреждения, возраста.

2. Понятие  «энергия».

Говоря об энергетических практиках, необходимо условиться о том, что понимается под категорией «энергия».

Это понятие хорошо представлено в даосской традиции, где говорится о трех типах энергии  (инь, ян, ци), о движении энергии по меридианам и об управлении этим движением. Для этого используются телесные практики и различные способы воздействия на тело. В индийской и христианской традициях понятие «энергия» не присутствует явно, но управление ее движением представлено в ритуалах и текстах. В медицине термин «энергия» хорошо освоен  иглотерапевтами и массажистами.

Мы также будем использовать это понятие. В нашем подходе движение энергии представлено как движение некой субстанции, которое можно чувствовать. Тогда «энергия» может отождествляться с этой субстанцией.

Ситуация здесь напоминает то, что известно в физике о таких категориях, как количество тепла, давление и других подобных.

Возьмем, например, понятие тепло. Субъективно тепло воспринимается как некая субстанция, которая может двигаться и передаваться от более нагретого тела к менее нагретому. Например, мы можем чувствовать движение субстанции тепла, если используем нагревательный прибор или уход тепла через раскрытое окно.

В действительности, однако, понятие тепла вводится в современной физике как средняя кинетическая энергия молекул, но не как самостоятельная субстанция.

Газ,  жидкость, твердое тело состоят из большого количества молекул, каждая из которых движется с определенной средней скоростью. Повысить количество тепла в системе означает повысить среднюю скорость движения молекул. Другими словами субстанции тепла не существует; понятие тепла вводится как дополнительная категория, полезная для описания движения реальных частиц, из которых состоит интересующая нас система, и коллективных процессов, в которых они участвуют.

***

Та же самая идея лежит в основе понятия энергия живых систем. Ее можно воспринимать как субстанцию, подобную тепловой энергии. Термины энергия и энергетическая субстанция будут в дальнейшем использоваться для обсуждения тонких телесных ощущений.

Энергетическая субстанция будет рассматривается как источник этих ощущений, а  восприятие энергии будет отождествляться с переживанием этих ощущений.

Введя понятие энергия, мы можем также говорить о ее движении, изменении ее количества или о ее трансформации (изменении качества). Под этим понимается перераспределение ощущений внутри тела и изменение эмоциональных состояний.

Существенно, что энергетическая субстанция может не только перераспределяться внутри тела, но и перемещаться за его пределы.

***

Подобно тому, как и в ситуации с теплом, мы не можем настаивать на реальном существовании энергетической субстанции. Субъективно, однако, любой тип энергии (т.е. любой тип ощущений)  действительно может восприниматься  как некая субстанция, которая, подобно теплу распространяется внутри тела, может быть выведена за его пределы, как-то перераспределена и т.д. За этим стоят определенные коллективные процессы внутри тела.

Работая с энергией живых систем, мы не управляем каждым микропроцессом в отдельности, так же как не управляем отдельно каждой частицей газа или жидкости при нагревании и охлаждении. Но мы можем, воздействуя на энергию,  создавать любые функциональные и физиологические изменения, в том числе и те, что   ведут к исцелению.

***

Следуя китайской традиции, мы будем рассматривать два фундаментальных типа энергии – инь и ян. Энергию ци можно воспринимать как процесс их взаимодействия.

Болезнь в такой картине есть результат накопления «сгущенной» энергии ян или инь, на которую можно воздействовать.

Энергия янского типа в случае болезни ощущается как сухость, жар, повышенное давление, острые, режущие, колющие боли.

Энергия иньского типа  ощущается (в случае болезни) как пустота, холод, влажность, тянущие, ноющие, тупые боли.

Управление движением энергии в этой картине осуществляется с помощью особых приемов концентрации и расфокусировки внимания.

***

Итак, мы будем рассматривать энергию как субстанцию, которая может перемещаться и накапливаться. Локальное количество энергии может быть разным в разных точках тела и некоторых областей за его пределами. Мы будем говорить об этом, как о плотности энергии – подобно тому, как в физике говорится о плотности тепловой энергии.

Плотность энергии в данной точке – это локальное количество энергии в этой точке в данный момент времени.

Все множество значений плотности энергии в разных точках   внутри тела и за его пределами будем  обозначать как распределение энергии, или, что тоже самое, распределение ощущений. Оно задает глобальные характеристики внутреннего переживания, такие как яркая эмоция или склонность к анализу, активность или покой, радость или печаль и другие.

Каждому распределению энергии (т.е. телесных ощущений) соответствует определенное эмоциональное состояние.

Например, накопление энергии определенного качества в области горла и верхней части легких, а также в области крестца сопровождается постоянным унынием; состояние агрессии может быть связано с накоплением энергии в области солнечного сплетения и горла.

***

Всякая болезнь или боль также сопровождается некоторым распределением энергии (ощущений).

В дальнейшем переживание боли будет осознаваться как распределение ощущений. Тогда из вышесказанного следует, что любому переживанию боли можно сопоставить некоторую эмоцию. Другими словами, всякая боль имеет эмоциональную окраску. Об этом важно помнить, когда мы обсуждаем выслеживание боли (см. следующий раздел). Приведем примеры эмоциональной окраски. К иньскому типу относятся эмоции, связанные  со страхом, к янскому типу – связанные с агрессией; приведем примеры:

 

Иньские эмоции                       

 

Янские эмоции

Обида
Горе
Вина
Покинутость
Страх
Беспокойство
Подавленность
Беспомощность
Безнадежность
Бессилие
Депрессия
Уныние
Недоумение, растерянность
Незащищенность
Досада
Тревога
Отчаяние
Гнев
Агрессия
Раздражение
Ярость
Надменность
Протест
Злость
Злорадство
Радость избавления
Соперничество
Язвительность
Возмущение
Давление
Пренебрежение

3. Технология «выслеживание болезни».

Эта технология позволяет по характеру боли, т.е. по заданному распределению энергии, определять из какого жизненного сюжета и переживания эта боль появилась. Мы будем устанавливать («выслеживать»), какой уникальный набор эмоций, мыслей или жизненных эпизодов лежит в основе заболевания.

«Выслеживание болезни[2]» – это движение в направлении: ощущения симптома – эмоции – мысли – события – ценности. В индийской традиции эта иерархия состояний представлена системой тонких тел человека, см. книги автора «Квантовая модель эволюции личности» и «Реальна ли реальность?».

«Выслеживание болезни» позволяет осознать связь боли с эмоциями, тревожными мыслями и событиями или, иначе говоря, установить связь болезни и неадекватного фрагмента картины мира.

***

Установить эту связь можно следующим образом. Вспомните какой-нибудь конфликт, или конфликтующего с вами человека. Создайте ассоциированный образ – яркий, объемный, цветной, включающий движение и звуки. Найдите тот момент ситуации, где она переживается наиболее остро. Задайте себе вопрос: какую эмоцию я испытываю?   И другой вопрос: в каких зонах тела эта  эмоция осознается? Обычно эмоция сопровождается ощущением дискомфорта в нескольких местах, но наиболее заметно в одном  – в груди, в солнечном сплетении или где-то еще. В наиболее сильных случаях эмоция переживается как болевое ощущение: можно почувствовать боль в сердце, или стесненность дыхания, или болезненный спазм в желудке, или боль в спине и т.д. Эмоциональные люди хорошо знакомы с этим явлением. Если эмоция не слишком сильная, то ее переживание сопровождается слабым ощущением дискомфорта.

Можно задать и другой вопрос: какое утверждение или какая мысль отстаивается в этот момент конфликта? Такая мысль всегда сопровождается напряжением в некоторых телесных зонах.

Таким образом, мы получаем связь: мысль – эмоция – ощущение. Можно сделать следующее утверждение: каждая неоднозначная (вызывающая сомнение или упорно отстаиваемая) мысль и каждое негативное эмоциональное переживание сопровождаются ощущением дискомфорта или болезненным ощущением в теле.

Обратное утверждение (заявленное в начале данного раздела) не столь очевидно, как первое: каждое ощущение дискомфорта, усталости или боли сопровождается эмоциональным переживанием и ментальной активностью – мыслями и  внутренними диалогами.

***

Разных людей к одному и тому же диагнозу приводит великое множество разнообразных переживаний, достаточно далеких друг от друга. Это могут быть такие эмоциональные переживания, как легкое уныние или беспокойство, страх, депрессия, переживание тупика; иногда присутствует оттенок обиды или бессилия, подавленности; либо раздражение, агрессия, протест, возмущение, чувство несправедливости и т.д.

Но у каждого человека есть уникальный набор ощущений, эмоций и мыслей, порожденных длинной цепочкой событий и, в конце концов, ведущих к болезни. Эти события имеют для данного человека один и тот же внутренний смысл, т.е. восходят к единому корню – глубинному мотиву заболевания («миссии болезни»),  хотя содержательно эти события друг на друга не похожи. Более всего это зависит от индивидуальной картины мира.

С помощью предлагаемой ниже технологии можно «выследить» эту уникальную патологическую цепочку мыслей и событий.

Обладая этим знанием, можно полностью устранить причину заболевания, актуальную для данного человека. Она всегда связана с неточным стереотипом реагирования.

Иногда требуется специальная тренировка в том, чтобы устанавливать эмоциональный источник болевого симптома и выделить из общей массы те мысли или эпизоды, которые подтолкнули к заболеванию. В разделе 6 мы приводим три стенограммы демонстраций такой работы.

Технология выслеживания болезни включает следующие шаги.

  1. Расслабить тело и расфокусировать внимание. Используя периферийное внимание, осознать весь болевой симптом. Иногда он может включать несколько локальных ощущений в разных зонах тела. При этом боль может слегка усилиться (осознаться). Очень важно не концентрироваться ни на одном из замеченных ощущений, т. к. концентрация ведет к их ослаблению или исчезновению.
  2. Определить эмоциональную окраску боли. Отметим, что на этом этапе недопустим интеллектуальный подход. Знание эмоциональной окраски возникает как догадка, озарение. Для этого необходимо расфокусировать внимание и осознавать весь объем внутреннего пространства. Одновременно необходимо расширять (раздвигать) границы внутреннего пространства, которые объединяют все локальные ощущения симптома. Болевой симптом начинает восприниматься как целостное объемное образование, имеющее эмоциональную окраску.
  3. Для некоторых людей предыдущий шаг кажется затруднительным. Тогда можно задать себе вопрос: на что похожа эта боль, если ее воспринимать как намек на конфликтные отношения или события. Другой способ – просматривать визуально разные негативные эпизоды до тех пор, пока какой-либо из них не вызовет легкого усиления (движения, пульсации) боли. Зная событийный контекст, легко определить эмоциональное состояние.
  4. Когда эмоция осознана, можно задать себе следующий вопрос: где, когда, с каким человеком переживалась эта эмоция, или какие мысли вызывают эту эмоцию? Как правило, это фрагмент отношений с человеком, с которым вы виделись или говорили накануне – сегодня или в один из ближайших дней. Возможно, за этим стоит тревога по поводу каких-то семейных или деловых обстоятельств и т.п. Иногда удается вспомнить, что боль возникла в момент разговора, который состоялся некоторое время назад.
  5. Как только вы обнаружите ассоциированный с болью и эмоцией реальный сюжет или фрагмент отношений, зафиксируйте возникший при этом визуальный образ человека или обстоятельств, вызывающих эту эмоцию.
  6. Теперь делается проверочный шаг . Сделайте этот образ ассоциированным, ярким, цветным, объемным, живым, т.е. таким, чтобы эмоция стала более проявленной. Если боль усиливается (начинает двигаться или пульсировать), эпизод найден правильно. Если же боль никак не откликается, то выслеживание необходимо выполнить заново.
  7. Просмотрите свою жизнь до самого детства и найдите еще несколько эпизодов, где было похожее переживание. Содержательно события могут быть разными, логически никак не связанными, из разных периодов жизни. Некоторые из них могут относиться к детскому или подростковому возрасту, т.к. серьезные заболевания начинают формироваться еще в том периоде. В любом случае, мы отбираем только те эпизоды, в которых присутствуют эмоциональная реакция и локальные ощущения (или некоторые из них), соответствующие симптому.
  8. Проверьте, что каждый из найденных эпизодов имеет отношение к выслеживаемой симптоматике. Для этого создайте яркий образ каждого эпизода, как в п.3, и убедитесь, что это усиливает симптом.

 

Эти восемь шагов позволяют осознать болезнь как следствие неточностей в восприятии мира (неточностей картины мира).

Результатом этих шагов должен быть некоторый список событий, распределенных по жизни от детского возраста до настоящего момента.

Эти события сопровождаются единым переживанием (например, неуверенностью, или беспокойством, или протестом …). Они могут рассматриваться как история формирования неточностей картины мира и неадекватного стереотипа реагирования, поддерживающего болезнь.

В каком-то смысле, болезнь можно воспринимать как материализацию памяти о стрессовых ситуациях, которые пришлось пережить. «Тело помнит», какие мысли о жизненных эпизодах породили разрушительную эмоцию, какой именно она оказалась, какие изменения в ощущениях она порождает (т.е. какие новые ощущения появились внутри тела), и к каким физическим последствиям привели эти изменения.

Выслеживание болезни позволяет расшифровать содержимое этой телесной памяти, а приемы трансформации энергии (в том числе, описанные в этой статье, см. ниже) позволяют устранить болезнь.

Таким образом, исцелить заболевание – значит «усвоить урок», содержащийся в упомянутой цепочке событий, то есть изменить картину мира и неадекватный стереотип реагирования, информацию о которых несет заболевание. Как только это сделано, болезнь больше не нужна. Исцеление – это часть процесса переобучения («усвоения урока»).

Сказанное здесь можно рассматривать как продолжение (или материализацию) известных из духовной традиции идей, таких как «принятие страдания» и «болезнь, как часть духовного опыта». Человек, подталкиваемый болезнью, вынужден в процессе исцеления переосмыслить свою жизнь, некоторые поступки и отношения с людьми – именно те поступки и отношения, которые привели к данному заболеванию. Тогда идея о том, что «Великий дух» заботится о нас, посылая заболевания, не выглядит столь парадоксальной.

4. Перераспределение энергии. Техники объединения внутренних зон тела.

В этом разделе дано описание навыков, необходимых для освоения практик трансформации энергии.

Важнейший из них – «перераспределение энергии» внутри тела (т.е. перераспределение ощущений), в том числе «перемещение энергии» из одной части тела в другую. Навык «перемещать энергию» (тончайшие ощущения) внутри тела – одна из основ практики исцеления; на ней основана иглотерапия:  использование игл побуждает энергию перемещаться внутри тела, уравновешивая энергии ян  и инь.

Янская энергия ассоциируется с плотными ощущениями, иньская энергия – с ощущением пониженной плотности или пустоты.

Введем понятия янского и иньского аспектов внимания. Как уже упоминалось во втором разделе, янское внимание связано с концентрацией и способностью влиять на процессы, происходящие во внутреннем и внешнем мире. Иньское внимание мы связываем с расфокусировкой и способностью чувствовать внутренние процессы, а также адекватно воспринимать и переживать внешние события.

Представление об этих двух типах внимания можно получить, обучаясь технике перемещения (перераспределения) энергии внутри  тела.

Прежде, чем обсуждать ее шаги, выполним две тренировки.

Тренировка в расфокусировке внимания. Расфокусируйте визуальное внимание или закройте глаза. Почувствуйте всю переднюю поверхность туловища. Для этого найдите точку в середине груди и почувствуйте ее, затем почувствуйте точку в солнечном сплетении. Расслабьте область  между этими точками, расфокусируйте внимание, почувствуйте их одновременно. Затем, продолжая расслаблять эту область, добавляйте чувствование других фрагментов передней поверхности тела. Аналогичным образом добавьте чувствование всей задней поверхности.

Теперь почувствуйте  переднюю и заднюю поверхности одновременно, а также все тело между ними. Иногда для более отчетливого восприятия ощущений можно осознать прикосновение одежды в разных зонах тела одновременно.

Полезно стремиться к тому, чтобы научиться сохранять фоновое восприятие своего тела при любых формах деятельности. Если вы сделали это своей привычкой, вы будете получать много дополнительной информации относительно различных предметов, явлений, людей из своих телесных реакций.

Тренировка в концентрации. Найдите (почувствуйте) точку в середине груди. Постарайтесь чувствовать ее, «прикасаясь» к ней только «лучом внимания».

«Всматривайтесь» в эту точку изнутри, но не визуально, а чувственно; для дополнительной тренировки можно перемещать «луч внимания» в разных направлениях, осознавая, что в каждой точке тела появляются новые ощущения.

Техника перемещения (перераспределения) энергии внутри  тела.

Шаг 1. Почувствуйте одновременно две точки внутри тела – одну на уровне горла, другую на уровне солнечного сплетения. Для этого необходима расфокусировка. На первых порах может возникнуть спонтанная концентрация на верхней или нижней точках. Если возникает концентрация на верхней точке – нижняя теряется из виду и наоборот. Внимание, привыкшее к концентрации и фокусировке, будет просто перемещаться от точки к точке. Одновременное восприятие обеих точек возможно только из расфокусированного внимания. При этом будет осознаваться вся область тела между этими точками. Используя расфокусированное внимание, существенно легче улавливать все изменения. Именно периферийным вниманием охотник схватывает знание о перемещениях добычи. Нас будут интересовать те изменения ощущений, которые связаны с перемещением энергии.

Шаг 2. Концентрируйтесь на обеих точках одновременно, сохраняйте концентрацию до конца работы. Расслабляйте тело между ними и продолжайте этот процесс до конца работы. Одновременно раздвигайте границы внутренней территории (ощущение телесных границ). Это следует делать изнутри (как будто вы «смотрите» на поверхность тела из серединного канала). Концентрация должна быть направлена на каждую из точек и на расслабление области между ними. По мере расслабления вы почувствуете странный эффект – как будто расстояние между ними сокращается, они начинают восприниматься как нечто единое.

Шаг 3. Продолжайте этот процесс. Чем больше вы расфокусируете внимание, расслабляете тело и раздвигайте границы, сохраняя концентрацию на точках, тем больше  обнаруживается тенденция к их объединению. Выполняйте эти действия до полного объединения точек. В конце процесса вы почувствуете эти точки как единое  локальное ощущение.

Таким же способом можно добиться объединения любых двух (или более) областей внутри тела или на его поверхности. Для этого необходимо расфокусировать внимание в телесной зоне, включающей все выбранные области. Концентрироваться на этих областях одновременно, расслабляя пространство между ними и раздвигая телесные границы.

С концентрацией и расфокусировкой связаны две составляющие личной силы: с концентрацией – воля и активность, способность к осознанному воздействию; с расфокусировкой – чувствительность и выдержка, придающие воздействию адекватность и точность. Способность фокусироваться и воздействовать на мир своей волей развивается не сразу. С чувствительностью же человек рождается, но может потерять ее под воздействием стрессов.

Для многих людей привычным является использовать концентрацию в ущерб расфокусированному вниманию, поэтому трудно осознавать телесные ощущения и эмоциональные состояния. В следующем разделе мы даем специальные приемы, позволяющие до известной степени восстановить телесную чувствительность.

5. Восстановление чувствительности к переживаниям.

В процессе проживания стрессовых ситуаций у многих людей вырабатывается особый защитный механизм, позволяющий снизить силу переживания сложных и травмирующих событий. Бессознательно они овладевают диссоциированным стилем мышления (воспринимать себя и свои действия со стороны). На телесном уровне это обычно связано с многочисленными телесными спазмами. Эти спазмы снижают эмоциональную чувствительность, т.к. напряженная мышца менее чувствительна к внешним и внутренним воздействиям. С другой стороны в этих мышечных спазмах закладываются будущие заболевания.

Рассматриваемая здесь трудность обычно формулируется следующим образом: событие вспомнить удается, а связанные с ним эмоции – нет, они надежно вытеснены.

Следующий прием позволяет существенно улучшить доступ к эмоциям, а также способность к переживаниям.

  1. Возьмите любой пережитый эпизод, где была сильная негативная эмоция.
  2. Расслабьте тело, расфокусируйте внимание во всем теле.
  3. Представьте образ ассоциированно, сделайте его ярким-объемным-цветным, движущимся, звучащим.
  4. Теперь расширьте ощущение границ тела так, чтобы выбранный образ оказался внутри вас, или возникло ощущение, что вы касаетесь его объектов (не меняя содержания эпизода и расположения всех объектов). Если образ яркий, объемный и ассоциированный, то вы достаточно остро почувствуете заключенное в нем переживание.
  5. Смотреть на образ эпизода необходимо из ощущения «Я». Чтобы его найти, задайте себе вопрос: где находится мое «Я»? Обычно оно осознается как определенное ощущение на серединной линии тела (как правило, в области солнечного сплетения, груди или горла). Сохраняя контекст выбранного эпизода, найдите это ощущение. Обратите внимание на то, что вы можете перемещать ощущение «Я» внутри тела. Фактически, вы можете расположить его в любой точке тела. Теперь можно смотреть на происходящее из ощущения «Я».

Те, для кого затруднительно выполнить пункт 4, могут использовать следующую тренировку.

Изменение границ тела (тренировка расфокусированного внимания).

  1. Расслабьте тело, расфокусируйте внимание. Создайте ощущение, как будто вы расширили границы тела так, что касаетесь противоположной стены. Ощутите качества поверхности. Проделайте то же самое назад, а затем влево и вправо.
  2. Расширив границы тела, помещайте внутрь живые и неживые объекты из окружающего вас пространства. Научитесь соединяться таким образом с камнями, растениями, животными, пейзажами, с разными людьми и, наконец – с эпизодами, которые хотите трансформировать. Воспринимайте эти объекты из ощущения «Я».

Расширение границ тела и взгляд из ощущения “Я”  – основные условия правильной работы.

6. Медитационные практики трансформации боли и негативных эмоциональных состояний.

В этом разделе даны техники работы с болью и с негативными эмоциональными состояниями. Последние также проявляются внутри тела в виде слабых ощущений дискомфорта (см. раздел 3).

     А. Трансформация состояний дискомфорта и болевых ощущений.

1. Внутренняя подготовка.

Настройтесь на сосредоточенную работу длительностью от 5 до 20 минут.

Независимо от диагноза, найдите болезненный симптом, с которым будете работать. Если есть обострение болезни, то скорее всего это локальная боль. Если обострения нет, то может быть слабая болезненность или ощущение дискомфорта – тяжесть, распирание, сдавленность, ощущение слабости или усталости.

2. Процесс трансформации боли.

Сконцентрируйте внимание на расслаблении мышц в зоне дискомфорта. Затем, продолжая концентрироваться на расслаблении, расфокусируйте внимание и постарайтесь усилить боль, увеличить в объеме ощущение боли. Для этого необходимо не бояться боли и идти ей навстречу, как бы раскрываясь и впуская ее (принять страдание ).

В процессе выполнения предыдущего шага вы обнаружите, что болезненное ощущение как бы расправляется, расширяется, возможно усиливается; часто оно начинает распространяться по телу – вверх, или вниз, или вглубь, или наружу. Помогайте ему, сопровождайте его своим вниманием, расслабляя тело по ходу его движения. Будьте внимательны к его эволюции: оно движется, расширяется или сжимается, а ваша задача – концентрацией раскрывать пространство в том направлении, в котором оно движется, одновременно расслабляя тело по ходу его движения. Этот процесс необходимо продолжать до момента трансформации боли, который непременно наступит.

Проследите, как именно завершится трансформация боли: она может растекаться по телу и превращаться в тепло или прохладу, может выйти из тела через кожу, дыхание, мурашки, чихание, может сжаться в точку и исчезнуть, может сжаться – и вдруг взорваться, но уже не болью а жаром. Может возникнуть ощущение потока, проходящего сквозь все тело. Этот поток может осознаваться не полностью, а в двух-трех местах, например, в затылке, в крестце, в ногах – и более смутно в остальных зонах тела. Вы расслабляете мышцы вниз и вверх и помогаете вытекать энергии боли (или переживания дискомфорта). Иными словами, вы воздействуете своей концентрацией на ощущения, т.е. на энергию, которая была сжата до болезненной плотности, и усиливаете любые тенденции в движении этих ощущений: оно расширяется – и вы его расширяете, оно перемещается – вы его подталкиваете, раскрывая тело; и так шаг за шагом, до полной трансформации боли. Примеры такого процесса приведены в приложении.

3. Проверка.

Когда болевое ощущение ушло, сделайте проверку: какое ощущение возникло на его месте? Если новое ощущение хоть немного дискомфортно, повторите весь цикл работы уже с новым ощущением. Работа завершена, когда во всем теле остаются только комфортные ощущения: легкость, тепло, прохлада, приятная наполненность и т.п.

   Б. Трансформация эмоций и болевых ощущений.

 Внутренняя подготовка.

  1. Настройтесь на работу в течение 10-15 минут. Иногда это занимает от 2 до 5 минут.
  2. Используя практику выслеживания (см. раздел 3), найдите несколько недавних, все еще актуальных эпизодов или мыслей, вызывающих переживание и боль (или ощущение дискомфорта).
  3. Расслабьте тело и расфокусируйте внимание.

Теперь вы готовы приступить к процессу трансформации.

  1. Расслабьте мышцы в той области, где ощущается переживание или боль, расфокусируйте внимание в этой области, одновременно концентрируясь на расслаблении мышц.
  2. Сохраняя расфокусированное внимание в этой области, используйте концентрацию и центральное внимание, чтобы создать ощущение, как будто тело раскрывается в самом центре ощущения боли (дискомфорта). Направьте концентрацию на расслабление мышц и создайте ощущение раскрытия тела – как будто тело раскрывается (примерно так, как в старых фотоаппаратах раскрывается диафрагма). Кому-то удобнее представить и ощутить, что поверхность тела в этом месте принимает форму воронки, направленной узким концом вглубь тела и проникающей до самого центра болезненного ощущения.
  3. Направьте концентрацию вглубь ощущения боли, продолжая раскрывать, раздвигать ее.
  4. Вскоре появится ощущение, будто из центра боли выходит какая-то субстанция, иногда в виде потока.
  5. Задайте себе вопрос, какого цвета этот поток. Как правило, он имеет неприятные темные или грязно-серые тона. Тем, кто затрудняется увидеть цвет, следует направить все свое внимание на осознание ощущений потока, выходящего из центра боли.
  6. Сделайте все, чтобы поток оставался стабильным или даже усилился. Для этого можно еще больше расслабить мышцы, раскрыть тело и проникнуть глубже внутрь боли. При этом боль может немного усилиться. Если это так, вы получили знак, что действуете в верном направлении.
  7. Как только вы добились стабилизации потока, сконцентрируйте все внимание на точке выхода, сохраняя эту область открытой, а периферийное внимание распределите на всю область боли и за ее пределы.
  8. Поддерживайте это состояние в течение некоторого времени. Вы заметите, что постепенно поток становится более слабым (а также более светлым и, возможно, прозрачным).
  9. Теперь необходимо поместить в поле внимания один из найденных ранее образов. Расстояние до образа должно быть выбрано так, чтобы переживание сюжета было наиболее сильным. Для этого необходимо располагать образ близко, сделать его ярким и четким. Ощущение и точку выхода энергии следует сохранять в центральном внимании, а цвет потока и образ наблюдать из периферийного внимания. Периферийное внимание необходимо распределить между ощущением боли, цветом потока и образом. Если вы все сделали правильно, то вы мгновенно заметите, что поток становится более интенсивным, а цвет его более темным.
  10. Концентрируясь на ощущениях, старайтесь постоянно восстанавливать сильное переживание эмоции, возвращаясь к исходным параметрам образа (т.к. иногда он может теряться). Продолжайте делать это в течение некоторого времени.
  11. Вы заметите, что интенсивность потока постепенно начинает падать, а цвет его становится все более светлым.
  12. В этот момент можно переходить к работе со следующими образами, действуя так же, как в предыдущем шаге. Продолжайте этот процесс, переходя от одного образа к другому, иногда возвращаясь к любому из предыдущих и проверяя, как он переживается теперь.
  13. В течение всего процесса следует вновь и вновь возвращать эмоциональное переживание, стараясь восстанавливать исходный образ. Это необходимо делать до тех пор, пока вы не заметите, что эмоция потускнела. При этом поток, несмотря на ваши попытки усилить эмоцию, становится все менее интенсивным и более светлым. Образ также может потускнеть (но это не обязательно).
  14. Подчеркнем, что на этой стадии вы будете чувствовать, что боль заметно уменьшилась. Однако вы обязаны проявлять максимум скептицизма к этому результату, и постараться вновь усилить боль, делая образ более ярким и эмоционально насыщенным.
  15. Продолжайте этот процесс до тех пор, пока эмоция не исчезнет окончательно; поток станет сначала слабым и прозрачным, а потом и вовсе закончится. К этому моменту боль полностью исчезнет, что будет означать завершение процесса.

 

Примечание 1: на протяжении всего процесса важно работать только с образом и ощущениями, не допуская мыслей,  ментальных объяснений и обоснований.

Примечание 2: После шага 10 или 11 желательно открыть тело тем же способом, каким указано выше, в центре промежности (нижняя точка тела, точка хуэй-инь ) и в центре макушки (верхняя точка тела, точка бай-хуэй ). Одновременно постарайтесь расслабить тело по линиям, соединяющим эти точки с центром боли. Продолжая процесс расслабления, вы заметите, что указанные точки начинают объединяться с источником боли, воспринимаясь как нечто целое (см. раздел 4, шаги 2, 3). В результате вы добиваетесь того, чтобы повреждающая энергия стала выходить также через точки хуэй-инь и бай-хуэй, которые являются важными энергетическими центрами. Можно также открыть и другие точки, – например, в области поясницы, крестца,  солнечного сплетения и подреберья.   

Примечание 3. После шага 14 возможны следующие дополнительные шаги.
14а. Распространите периферийное внимание на большую часть тела и усильте образ. Иногда можно заметить, что при усилении образа откликаются другие части тела. Например, если вы работаете с головной болью, может возникнуть реакция в области сердца, солнечного сплетения, в нижней части живота, в спине и т.д. Это будет означать, что переживаемая вами эмоция сопровождается ощущениями сразу в нескольких участках тела.
14б. В таком случае поместите центральное внимание в каждый из них, создайте, как и прежде, ощущение, что тело раскрывается (как в шагах 2-4) и наблюдайте возникающий здесь поток. Таким образом вы будете одновременно поддерживать два или несколько потоков. Далее вы будете продолжать процесс до тех пор, пока не закончатся все созданные вами потоки.

Примечание 4. В том случае, если у вас возникают трудности с концентрацией и раскрытием тела, или необходимо раскрыть тело сразу в нескольких точках, как описано в примечаниях 2 и 3, воспользуйтесь (после шага 1) следующим приемом: Прикоснитесь к той части тела, где вы чувствуете боль, в ее центре, и слегка нажмите, одновременно концентрируясь на расслаблении мышц и расфокусировке внимания в этой области. При этом концентрация направлена на центр боли, в самой ее глубине. Далее приступайте к шагу 2. Прикосновение можно сохранять в течение всего процесса, до полного исчезновения боли.

Описанные в этом разделе технологии позволяют работать как с сильными эмоциональными переживаниями, так и с различными типами болевых симптомов – головная, зубная боль, боли во внутренних органах, иногда в позвоночнике и т.д. Подчеркнем, что этот прием, повторенный несколько раз (а иногда и за один раз), может полностью ликвидировать как эмоциональные переживания, так и обострение хронического заболевания, которое является источником боли.

Полное исцеление невозможно до тех пор, пока остается неизменной картина мира . Но в случае острого заболевания такая задача обычно и не ставится. 

Демонстрация работы с болью.

Эта демонстрация выполнялась во время тренинга, поэтому часть комментариев адресована группе. Участник демонстрации жалуется на боль в печени.

– Расслабьте область печени, концентрируйтесь на расслаблении мышц, создайте переживание пониженной плотности ощущений или пустоты (иньский аспект внимания, см. раздел 4) во всей этой области. В результате возникает эффект втягивания энергии боли и ее локализации внутри этой области. Затем концентрируйтесь на каждом из ощущений (янский аспект внимания, см. раздел 4). Усиливайте каждую тенденцию движения ощущений. Если оно остается на месте – усиливайте его на месте, расслабляя мышцы. Помогайте энергии двигаться в том направлении, которое она избрала. Куда она движется?
– Она расширяется.
– Расширяйте ее дальше, усиливайте ее, расслабляя мышцы. Что происходит?
– Она подходит к коже изнутри.
– Подтолкните ее туда. Важно отбросить все мысли: процесс движения энергии должен занять все внимание – как иньский, так и янский аспекты. Куда она пришла сейчас?
– Начинает просачиваться сквозь кожу.
– Создайте ощущение, как будто эта область тела открывается, почувствуйте как энергия выходит, и представьте, что видите это. Где-то она выходит легко, где-то задерживается. Она застревает там, где тело заблокировано, в этом месте можно помочь массажным приемом. Попробуйте определить, какого цвета выходящая энергия?
– Белого.
– Какова ее консистенция, скорость выхода?
– Это такой белый туман, и он постепенно становится прозрачнее.
– Что сейчас с болью в печени?
– Боли нет, есть ощущение выхода чего-то через кожу.
– Какого цвета туман сейчас?
– Совсем прозрачный.
– Прикиньте, сколько процентов этого “чего-то” еще не вышло?
– Процентов пять.
– Продолжайте расслаблять тело по ходу энергии. Сколько процентов остается?
– Все, вышла.
– Как печень сейчас?
– Там появилось ощущение легкости. А когда процесс завершен, должны быть только приятные ощущения?
– Да, там всегда комфортные ощущения: легкость, свежесть, тепло и т.п.

На первый взгляд, инструкция одновременно расслаблять мышцы и усиливать боль кажется парадоксальной, потому что существует противоположный, известный своей бесполезностью навык – сжиматься навстречу боли и стараться ее не замечать. Это дает слабый и недолговечный эффект, который, однако, воспринимается как единственно возможный: если мышцы напрягаются, то чувствительность снижается и боль ощущается меньше – до поры до времени. А если концентрироваться на боли, осознавать ее и принимать расслабив мышцы, она будет усиливаться сама по себе, пока не произойдет ее трансформация в ощущение комфорта. Боль – это энергия, “загнанная в угол”. Нужно произвести обратное действие, “выпустить ее из угла”, она расправляется и быстро возвращает себе свойства нормальной энергии, т.е. ощущается как тепло, легкость, готовность действовать.

Важна непрерывность процесса: сохранять концентрацию на боли и других ощущениях в течение всей медитации. Если завершить процесс, не дождавшись полной трансформации, то энергетические нарушения начинают восстанавливаться, и боль вернется.

До конца в этой работе идти сложно в двух случаях: если не хватает концентрации или если мешают сильные мышечные блоки; в первом случае необходимо тренировать навык концентрации, во втором нужна помощь массажиста.

В приложении приведены дополнительные демонстрации такой работы.

7. Симптомы заболевания как знаки внешнего мира. Исцеление хронических заболеваний.

Если ставится задача не просто снизить приступ боли, а избавиться от болезни – нужно проделать более сложную, многоступенчатую работу, включающую в себя описанную выше технику выслеживания боли и ее трансформации, а также реальные поступки, закрепляющие новый стереотип восприятия (практика неделания).

Как мы уже упоминали, суть выслеживания состоит в установлении связи любого физического симптома с соответствующим ему фрагментом картины мира. Когда найдена корреляция между симптомом и фрагментом картины мира, необходимо синхронно трансформировать то и другое. Для этого к шагам технологий, предложенных в предыдущем разделе, добавляются следующие шаги.

  • В начале работы наметить список эпизодов из личной истории, поддерживающих данный симптом (см. раздел 3), и убедиться, что каждый эпизод усиливает симптом. Часть этих эпизодов должна относиться к детскому или подростковому возрасту.
  • Выполнить трансформацию каждого эпизода, используя техники раздела 4.
  • В конце работы, когда симптом исчез, проверить, что ни один из эпизодов не вызывает больше телесных напряжений. Более того, обработанные таким образом эпизоды не вызывают негативной эмоциональной реакции, меняется отношение к событиям и участвующим в них людям, появляются новые идеи о том, как решать проблемы.

Каждый из таких эпизодов изначально является стрессовой ситуацией. И болезнь есть совокупная память тела о проживании каждого из этих стрессов.

Можно убедиться прямой проверкой, что в любой стрессовой ситуации обостряются все хронические заболевания, хотя эти обострения могут быть очень слабыми, на грани возможностей чувствования. Чтобы осознать их, необходимо расфокусировать внимание. Обычно обострения не осознаются, т.к. в стрессе люди напряжены, и расфокусировка оказывается для них недоступной. Во многих случаях обострения проходят, так и не будучи замеченными. Тогда они начинают накапливаться до сильного обострения, которое уже нельзя не заметить.

Болезнь превращается в источник знаков внешнего мира, т.к. расфокусированное внимание привлекается именно к тем проявлениям внешней реальности, на которое откликается болезнь. Если человек игнорирует знаки, то они становятся все более яркими (иногда драматичными), пока не будут замечены и учтены. В этом смысле, болезнь служит посланием нашего бессознательного (в традиции – Высшей Силы), указывающим на ошибки восприятия, мышления и поступков (ошибки в картине мира). Эта идея не нова не только для традиции, но и для современной психологии. В связи с этим можно вспомнить, например, слова А.Миндела: “болезнь – послание человека самому себе”.

Для полного исцеления необходимо пересмотреть множество событий личной истории, связанных с данным заболеванием и соответствующим ему эмоциональным переживанием (напомним, что каждый симптом сопровождается эмоцией). Необходимо день за днем применять приемы, описанные в предыдущем разделе, в связи с каждым, даже мимолетным проявлением заболевания, выслеживая все события дня. Особое внимание следует направить на эмоциональную окраску симптома. Все сказанное необходимо делать вновь и вновь, до тех пор, пока не исчерпаются основные негативные ситуации, вызывавшие эмоциональную реакцию.

До завершения может пройти длительное время – месяцы или даже один-два года, при условии ежедневных занятий в пределах час и более. В нашей практике есть много случаев, когда подобная работа доводилась до конца, т.е. до полного исцеления. В этой работе могут использоваться обе техники, описанные в разделе 5, или одна из них, а также другие техники, ведущие к этому же результату – исчезновению болевых симптомов и эмоциональной вовлеченности.

К моменту полного исцеления практикующий начинает замечать, что в его жизни исчезают прежние источники негативных эмоций, связанных с этим заболеванием. По сути дела, меняются стереотипы реагирования на подобные ситуации, человек просто перестает их замечать и вовлекаться в них, провоцируя окружающих на прежнее поведение. Ощутимо меняются картина мира и стратегии собственного поведения. К этому моменту болезнь как послание становится ненужной, и ее отсутствие естественно в новой картине мира. Постепенное исчезновение болезни происходит в процессе изменения картины мира.

8.  Заключение и итоги.

Подведем итог. Чтобы справиться с болью, независимо от ее происхождения, необходимо учитывать следующие факты и закономерности субъективного восприятия.

  1. Боль или другое дискомфортное ощущение субъективно может восприниматься как избыточная энергия инь или ян, которая заперта в больном месте и не находит выхода.
  2. Энергия переживается как материя более тонкая, чем любая ткань тела. Поэтому никакая ткань тела не является непреодолимым препятствием для движения энергии.
  3. Энергия не только привлекает внимание к себе, но и следует за вниманием; она с ним едина, синхронна (напомним, что энергия – это ощущение).
  4. Главный акцент при этом падает на переживание телесных ощущений, а не на образы и мысли. Тело должно не представить себя здоровым, а реально таковым стать.
  5. Данный метод, в отличие от многих других, предполагает определенную ответственность и внутреннюю активность человека: его не столько лечат, сколько обучают самоисцелению.
  6. Существует неразрывная связь конкретного дискомфортного ощущения внутри тела с конкретным фрагментом картины мира (эмоциональным состоянием, мыслями и поступками).
  7. Лечение болезни рассматривается как часть более общего процесса исцеления , который затрагивает как телесную патологию, так и патологию картины мира.

***

Способность самостоятельно работать с болью или другим дискомфортным состоянием основывается на двух навыках: создавать сильную концентрацию и осознавать свои ощущения (а также эмоции и мысли). Странно звучит, но современному человеку не так легко осознать, что именно чувствует его тело, какую эмоцию оно переживает, какая мимолетная мысль вызвала эту эмоцию. Поэтому в разделах 4 и 5 дано описание приемов, восстановления чувствительности. К сожалению, требуется особое упорство и воля, чтобы воспользоваться этими приемами самостоятельно. Таким образом, навык самоисцеления доступен людям, у которых достаточно развита или восстановлена телесная чувствительность (иньский аспект личной силы) и имеется сильная воля и концентрация ( янский аспект).

Потенциально, однако, на это способен каждый человек. В частности, если практикующий обнаруживает, что у него не хватает чувствительности, он может использовать техники разделов 4 и 5. Если же его воля и стремление к результату ослабевают и включаются различные формы внутреннего саботажа (некогда, не получится, непонятно, проще принять таблетку и т. п.), то он может выследить истоки этого явления в себе и подвергнуть его энергетической трансформации, как это описано в разделе 6. Наконец, в том случае, если человек убеждается, что не готов еще управлять собой самостоятельно, он может постоянно пользоваться поддержкой специально обученного инструктора – до тех пор, пока не исцелится.

Приложение. Три стенограммы демонстраций трансформационных техник.

Демонстрация 1. Острая боль в области уха (появилась примерно за сорок минут до демонстрации, во время перерыва).

– Каков характер боли?
– Сильные колики.
– Эмоциональная окраска боли?
– Страх.
– Вспомни, где был такой же страх.
– Обычно в школе, много таких эпизодов.
– Вспомни ассоциированно о каком-нибудь конкретном эпизоде в школе.
– Вспомнила. Это когда могут вызвать.
– Как реагирует боль?
– Колики сильнее.
– Значит, выслеживаем правильно, это действительно страх именно такого рода. А теперь – вспомни, о чем ты думала, когда шла обедать?
– О том, что мне не хочется работать в паре.
– Вспомни момент, когда я давал инструкцию. Если бы ты стала работать в паре и попробовала кому-то давать инструкцию?
– Боль усиливается.
– То ощущение похоже на страх перед невыученным уроком?  Страх, что вызовут ?
– Да.
– Смотрите, одна мысль промелькнула – и появляется боль. Мы дольше сейчас добирались до этой мысли, чем она длилась. А теперь, когда мы выяснили, я бы хотел провести полную сессию воздействия. Боль мы выследили, теперь можно ее трансформировать. Вспомни как можно больше конкретных эпизодов из школы или раннего детства, когда тебе было страшно.
– Их много!
– Выбери самые сильные эпизоды – два, три, пять …
– Нашла.
– В первом эпизоде сколько тебе лет?
– Они все возраста 6-7 классов.
– Теперь расслабь мышцы в той области, где чувствуешь боль; покажи центр этого места – там, где центральная часть области уха. Ты ощущаешь его, не правда ли?
– Да.
– Теперь создай такое ощущение, будто все мышцы в этой точке расслабляются…, и этот центр начинает раскрываться. Как будто там такая воронка вглубь тела образуется, как будто тело раздвигается, распахивается или раскрывается, как диафрагма в старых фотоаппаратах… И сразу начинает что-то выходить. Какого цвета?
– Не вижу цвет.
– Тогда почувствуй выход, найди ощущение выхода, как будто какая-то субстанция начинает вытекать. Какого она цвета?
– Синего.
– Отлично, и какова она на ощупь – теплая, холодная? Густая или газообразная? Еще сильнее расслабляй эту область, больше раскрывай, …, открывай, открывай. Теперь усиливается?
– Да.
– Расфокусируй внимание в этой области, продолжая ее раскрывать, и посмотри, откуда идет эта энергия? Ее источник где-то в глубине тебя. Где? В голове, или в груди, или в затылке, или в плечах ?
– Из плеча и груди.
– Хорошо, молодец. А теперь расфокусируй внимание так, чтобы обе эти точки оказались в сфере твоего внимания…, и ухо тоже…, и как будто вся энергия вытекает через это пространство…  Теперь ты можешь создать ощущение, что одновременно открываются и грудь, и плечи, и область уха… И у тебя возникнет целых три потока… Получается? Какого цвета энергия там и там?
– Везде темная.
– Хорошо. Продолжай расфокусировать внимание до тех пор, пока все эти три точки – в области груди, плеча и уха – соединятся. Расфокусируй, раскрой все эти точки и расслабляй область тела и пространство между ними … ; они начинают объединяться…;  появился сильный поток энергии через область боли. Хорошо. Продолжая это делать…, смотри на ту ситуацию, которая вызывает страх, переживай свой страх ассоциированно… если переживаешь ощущение страха, то ты заметишь, что поток потемнеет или усилится… Ты видишь?
– Да, вижу.
– Отлично. Сильно расслабляй тело, продолжай работать с энергией, концентрируйся на потоке,  одновременно глядя в ту ситуацию и переживая страх… Больше ничего не надо делать, просто переживай страх и расслабляй мышцы… До тех пор, пока страх исчезнет.
– В этом эпизоде страха уже нет.
– Хорошо, переходи к следующему эпизоду. Опять то же самое …, ты видишь, что поток сначала темнеет…, ты опять расслабляешь мышцы … , концентрируешься …, и работаешь так со вторым эпизодом… . Когда страх начнет уменьшаться, можешь сразу переходить к третьему и четвертому эпизодам…, ты можешь теперь работать с двумя-тремя эпизодами сразу…, и время от времени возвращаешься ко второму и первому эпизодам, чтобы проверить, насколько там все чисто. Каждый раз, пока страх еще остается, ты будешь обнаруживать, что поток темнеет…
– Возникло новое напряжение – в ноге!..
– Хорошо, расслабляй мышцы там…, открой, расслабь мышцы крестца, копчика, и мышцы ног…, открой ноги там, где есть напряжение, обязательно открой подошвы и щиколотки, опять создавая ощущение раскрытия тела…, и там тоже будет энергетический поток… Почувствуй, как энергия вытекает через ноги, но поток берет начало там же – он связан с  областью уха, с шеей, грудью.
– Да!
– И снова вспоминай тот эпизод, который откликнулся еще и в ноге. Это может быть достаточно сильный страх – такой, что захотелось убежать.

–  К группе: Видите, какая большая работа стоит за мелким симптомом! Болеет все тело; то, что реагирует определенный орган – это уже детали. Л. сама обнаружила, что тот симптом, который она ощущает в ухе, связан и с шеей, и с плечом, и с сердцем, и с ногой, и с нижней частью живота – и все эти области как бы соединены. Так проходят меридианы. Как себя чувствуешь? Ухо еще болит?
– Нет.
– Посмотри теперь те эпизоды, с которыми ты разбиралась.
– Если бы я там сейчас оказалась, я бы совсем по-другому реагировала.
– По-другому? Тогда все в порядке.

Демонстрация 2. Боль внизу живота (при беременности).

– Какова эмоциональная окраска боли в животе?
– Страх.
– Страх чего?
– Остаться одной.
– Какой внешний повод был для этого страха – сейчас, пока шли все эти демонстрации, перерыв? Какая-то мысль, какое-то впечатление?… Просматривай все это, вспоминая момент, когда живот начал болеть.
– Когда Л. здесь сидела.
– Да, и то, что она говорила, и то, что здесь происходило, вызвало у тебя какую-то ассоциацию. Какая мысль промелькнула там, когда ты слушала Л. и смотрела?
– Ну, я же тоже училась в школе.
– И какой-то эпизод всплыл?
– Да.
– Ну-ка, вспоминай этот эпизод сейчас еще раз.
– Угу.
– И когда ты вспоминаешь это ассоциированно, что происходит с болью? Немножко живее туда войди, а периферийное внимание расфокусируй во всей этой области, и в солнечном сплетении, где ты показала, и в животе…, и смотри, на что откликается ощущение в животе?
– Что я сижу вот перед Вами, и Вы так спрашиваете.
– А в том эпизоде тоже есть такой момент?
– Да.
– Так, боль в животе реагирует?
– Да.
– Ну, все правильно. Иногда вспоминается эпизод, но не  тот момент. Нужно походить туда-сюда…  Все ли понимают это? Ладно…  Теперь вспомни несколько эпизодов из прошлого, из школьных времен, или даже еще из детских, где у тебя был такой страх… Есть?
– Да. Страшно, что обо мне плохо подумают.
– Чем больше таких эпизодов, тем лучше, и чем они более детские, тем лучше… Самый первый эпизод – к какому возрасту относится?
– 4-5.
– Что там было?
– Мама уходила на работу.
– И ты оставалась одна. А когда о тебе плохо думают, ты тоже остаешься одна?
– Угу.
– Наверно, мама плохо о тебе думала, поэтому уходила на работу, да? В голове ребенка такие связки легко могут происходить…  Теперь расслабляй мышцы в той области, где есть боль…, Раскрывай тело…, смотри, какая энергия выходит, какого цвета?
– Красный!
– Этот цвет тебе нравится?
– Нет.
– Какое у тебя эмоциональное восприятие этого цвета?
– Страх, просто ужас.
– Обычно цвет вызывает ту же эмоциональную реакцию, что и эпизод… Теперь смотри на этот красный цвет, создавая эмоциональное состояние страха, ужаса…, и очень сильно раскрывай тело… Сильнее расслабь мышцы живота…, копчик, крестец…, руки-ноги обязательно, область промежности…, область матки… Видишь поток?
– Да.
– Ты должна расслаблять тело до тех пор, пока поток станет очень сильным… Чем сильнее, тем лучше… И теперь, когда тело расслабляется, смотри тот эпизод, когда мама уходила и ты оставалась одна… либо возрастет интенсивность потока, либо цвет станет более темным. Что у тебя?
– Поток возрастает.
– И ты еще больше расслабляй и смотри в этот эпизод, еще больше переживая страх… Концентрация идет также и на отпускание энергии.
– Еще вот тут боль возникла (указывает на солнечное сплетение).
– Да, это связано с теми же самыми эпизодами. Открывай мышцы также здесь, в солнечном сплетении…, расслабь место новой боли и место, где боль была вначале…,  соедини эти точки…, раскрой сразу обе эти точки и расслабь область тела между ними так, чтобы они соединились… и тогда поток усилится и твое волнение вместе с ним уйдет… хорошо… А теперь продолжай усиливать поток, расслабляя тело и поглядывая в те эпизоды, где был страх… когда мама уходила… и что-то еще происходило…
– Страх уходит.
– А ты все равно продолжай расслаблять тело и смотреть на поток… и подставляй туда новые эпизоды… другие из этой же серии… так… Смотри на какой-нибудь пугающий эпизод…, подумай о том, что ты останешься одна…, сильнее раскрывай… и думай, что ты останешься одна и дальше… и очень сильно расслабляй тело… и вспоминай еще все свои страхи и все эпизоды, где была угроза, что ты останешься одна…

В результате такого процесса ты сможешь свободно думать, что он останешься одна…, и не будет страха. Все равно, одна или с кем-то… Уже не страшно?
– Нет.
– Отлично! Это гарантия, что боль не будет возвращаться… Если эту процедуру не сделать, то любая мысль вроде “я останусь одна” будет снова вызывать боль. А так – с одной стороны, исчезает повод – мотив для боли… А с другой стороны: нет боли – не будет подпитываться страх. Вот так и разрывается этот замкнутый круг.

Как себя чувствуешь?
– Хорошо.

Демонстрация 3. Зубная боль.

– Зубная боль – это интересная задача. Расслабь мышцы в области больного зуба, сконцентрируй там внимание и немного усиль боль. Если даешь боли дополнительное пространство и внимание, то она начинает усиливаться. Расслабь там мышцы вокруг – в десне, в окружающих тканях…, всегда есть что-нибудь такое, что может дать ощущение напряженности или расслабленности… Притворись, что там что-то расслабляется (так можно работать, например, с болью в костях, где расслаблять в обычном понимании совершенно нечего).
– Ну надо же, действительно расслабляется!
– Да. А теперь расслабляй дальше…, что-то на поверхности тела, в челюсти…, на самой поверхности… Соедини эти точки внутри и снаружи, расслабляя то, что между ними… Создавай такое ощущение, как будто точка на поверхности прозрачна… Возьми теперь симметричную точку и представь себе, что сквозь эти точки (слева и справа на деснах) как бы стержень проходит… Теперь преврати этот стержень в цилиндр и расслабляй все это пространство… Создай ощущение, как будто этот цилиндр полый – и вот он раскрывается. Прекрасно. Что оттуда вытекает?
– Какой-то поток.
– Смотри, какого он цвета?
– По-моему, прозрачный:
-Правильно… Продолжай, продолжай… Отвлекаясь, ты разрушаешь процесс, здесь важна концентрация… Останови внутренний диалог, ничем не занимайся, не думай…, только концентрируйся… Получается?
– С двух сторон вытекает.
– Хорошо… Здесь, в челюстях, бывает много напряжения…, потому что когда мы беспокоимся, мы слегка сжимаем челюсти…, видели, как у людей там мышцы напрягаются – есть даже такое выражение: “желваки ходят”. Там набирается очень много повреждающей энергии…, и она должна вытекать… Получилось?
– Получается.
– Продолжай дальше!
– Все вытекло.
– Что с болью?
– Она сейчас как будто далеко-далеко…, приглушенная.
– Она закрылась. Зачем ты так делаешь? Никогда нельзя заканчивать работу, пока остается хоть какой-то дискомфорт… Снова раскрой – и доберись своим вниманием до центра этой приглушенной боли… Раскрой там все, и смотри…,  опять начинает вытекать!
– Да.
– Ну вот. Нельзя выходить из медитации. Я говорю с тобой, но ты должна слышать меня из внутреннего пространства и продолжать процесс! … Если уж ты вошла в процесс, то что бы там ни происходило вокруг – телефон звонит, кто-то тебя зовет – ты должна завершить начатое. Что стало с зубной болью?
– Кончилась.
Вопрос из группы:
– Такое впечатление, что у меня два потока не соединяются. Они перемещаются, а соединиться не могут.
– Их нужно не соединять, а расслаблять тело между ними и раздвигать границы внутреннего пространства до тех пор, пока они не станут сближаться. Когда ткань между ними расслабляется, она как бы исчезает. Она перестает чувствоваться, и возникает такое ощущение, как будто расстояние между точками исчезает, и они соединяются. И это означает, что вы раскрыли всю эту область. Если мышца расслабляется, она раскрывается для энергии, и тогда возникает сильный поток. А вы на нем концентрируетесь, и вся энергия начинает трансформироваться.

[1] Предлагаемый метод не отменяет взаимодействия с врачами и лечебными учреждениями, особенно в случаях, требующих срочного оперативного вмешательства.

[2] Выслеживание болезни является частным случаем более общей технологии, в которой выслеживаются не только болевые ощущения, но и любые чувственные переживания внешних сюжетов как в личных, так и профессиональных контекстах. В этих случаях используется термин выслеживание себя.


                                                                                
                                    

Ближайшие тренинги

Модуль I. Как решать личные и деловые задачи с помощью внутренних изменений

6-9 сентября Киев Подробнее

Модуль IV. Лидерство и управление

7-10 сентября Санкт-Петербург Подробнее

Модуль II. Управление событиями в бизнесе

13-16 сентября Киев Подробнее

Развитие навыков стрессоустойчивости (БОЧКИ)

14-17 сентября Новосибирск, Центр практик Марка Пальчика Подробнее

VIP модуль. Внутренние стратегии развития бизнеса. Бизнес как путь самопознания

19-22 сентября Новосибирск, Центр практик Марка Пальчика Подробнее

Модуль II. Управление событиями в бизнесе

21 - 24 сентября Москва Подробнее

Модуль I. Как решать личные и деловые задачи с помощью внутренних изменений

26-29 сентября Москва Подробнее

Как рождается будущее

28-29 сентября Москва Подробнее

Развитие навыков стрессоустойчивости (БОЧКИ)

1-2 октября Новосибирск, Центр практик Марка Пальчика Подробнее

Модуль I. Как решать личные и деловые задачи с помощью внутренних изменений

3-6 октября Сочи Подробнее

Тренинг экстремального обучения «пАрные бочки»

10-14 октября Екатеринбург Подробнее

Как решать актуальные задачи в бизнесе и личной жизни.

24-27 октября Новосибирск Подробнее

Медитация в паре

25-29 октября Глобино Подробнее

Тренинг на Канарских островах

27 октября-1 ноября о.Иерро (Испания) Подробнее

Модуль I. Как решать личные и деловые задачи с помощью внутренних изменений

9-12 ноября Москва Подробнее

Модуль V. Энергетические приемы управления конфликтами и их решения

14-17 ноября Киев Подробнее

Тренинг – практикум на Бали

20-30 ноября Бали Подробнее

Развитие навыков стрессоустойчивости (БОЧКИ)

21-24 ноября Новосибирск, Центр практик Марка Пальчика Подробнее

Модуль II. Управление событиями в бизнесе

26-29 ноября Новосибирск, Центр практик Марка Пальчика Подробнее

Развитие навыков стрессоустойчивости (БОЧКИ)

2-5 декабря Новосибирск, Центр практик Марка Пальчика Подробнее

Модуль I. Как решать личные и деловые задачи с помощью внутренних изменений

03 - 06 Октябрь Москва Подробнее

Модуль II. Управление событиями в бизнесе

7-9 декабря Москва Подробнее