О нахождении в настоящем моменте
Пожалуй, одним из самых распространенных направлений развития осознанности в настоящее время являются методики осознанного нахождения в настоящем моменте, «здесь и сейчас». Такие рекомендации также можно встретить в буддийских практиках (випассана, анапана), хатха-йоге, раджа-йоге, индуистских ритуалах (пение мантр), толтекской мифологии (настроение воина), трансценденатальной и других видах медитаций, не говоря уже о многочисленных подобных инструкциях от различных гуру, любителей, психологов и т.д. Реализация такой, на первый взгляд, простой рекомендации, оказывается абсолютно различной у разных людей, что дает огромное количество интерпретаций на эту тему. Например, двухлетний малыш, увлеченный игрой, во многом находится здесь и сейчас. Нельзя отрицать, что «здесь и сейчас» присутствует во время выполнения взрослым человеком тонкого профессионального труда или при быстрой езде на оживленной трассе. Также «здесь и сейчас» присутствует во время глубокой медитации. Книга, лежащая на столе, в некотором смысле тоже присутствует здесь и сейчас. Но равноценны ли эти нахождения в настоящем моменте? Очевидно, что нет. В этих примерах осознанность будет сильно различаться. Предлагаю попробовать вместе разобраться в этих нюансах.
Первое, что характеризует нахождение «здесь и сейчас» – стабильность состояния. Присутствию в настоящем моменте, как правило, мешает наличие эмоций, внутренние диалоги, сильные физические ощущения, глубокие душевные волнения. Чтобы устранить такие препятствия, обычно даются советы невовлеченно наблюдать за происходящим в сознании, опираясь на некоторые физические ощущения (часто встречаются рекомендации по направлению внимания на дыхание). Такие рекомендации помогают ускорить естественную эволюцию внутренних эмоций и диалогов, вплоть до их исчезновения. Кто пробовал, знает, что на это уходит много часов медитаций и месяцы (годы) тренировки осознанности в быту.
Есть и другое, более эффективное решение вопроса устранения внутренних помех для непрерывной осознанности. Можно направить свою внутреннюю активность на эмоции и диалоги, и полностью их искоренить вплоть до первоистоков. Для этого требуется распознать ощущения, связанные с эмоциональными переживаниями, душевными волнениями, диалогами или другими флуктуациями ума. Затем необходимо с помощью специальных медитативных приемов растворить (трансформировать) эти ощущения. При правильно распознанном соответствии ощущений и умственных флуктуаций, во время исчезновения ощущений одномоментно исчезают и связанные с ними душевные переживания. Подробно этот процесс изложен в книгах Марка Пальчика «Квантовая модель эволюции личности» и «Реальна ли реальность?».
Если сравнить эмоции с написанным текстом в книге, то медитативное наблюдение за эмоциями может приводить к стиранию этого текста или делать этот текст слабым и неактуальным. В подходе Марка Пальчика идет работа не с самим текстом (эмоции, диалоги), а с носителем текста – книгой (ощущениями, энергией). В результате такой работы происходит исчезновение самой книги, вместе с записанной на ее листах информацией о переживаниях. Для растворения (трансформации) эмоций и внутренних диалогов требуется как правило 3-30 минут в зависимости от опыта работы и силы переживаний. Глубокая медитация позволяет сжечь большие тома фундаментальных текстов собственного подсознания. Такой подход позволяет значительно повысить эффективность медитаций и многократно сократить время достижения непрерывного состояния «здесь и сейчас».
Второй важный параметр нахождения в моменте – глубина и масштаб осознанности. Ребенок, увлеченный игрой, слабо осознает себя, т.е. слабо осознает эмоцию, которая ведет его в игре, и практически не способен осознавать свой текущий мыслительный процесс. У взрослого, в ситуации быстрой езды на оживленной трассе, просто нет времени на обдумывание своих действий, водителю требуется мгновенное принятие точного решения. В такие моменты осознанность удерживается в состоянии здесь и сейчас. Например, выдающийся автогонщик Айртон Сенна так описывал эти состояния: «Мне казалось, будто я бы ехал в туннеле. Вся трасса превратилась в туннель. Я достиг такой высокой концентрации, что казалось, будто я стал одним целым с машиной. Вместе мы были на максимуме. Я добивался от машины всего, и наоборот», «И вдруг я понял, что в сознании нахожусь не за рулем. Я ехал по инстинктам и находился словно в другом измерении».
Специальные медиативные практики позволяют не только легко входить в состояние текущего момента, но даже полностью жить в таком состоянии. Это позволяет в спокойствии и безмыслии хорошо осознавать одномоментно себя, свои ценности, проекты и текущую деятельность, взгляд на событийный контекст происходит из глубины понимания своей реализации и своего Пути. Для этого не нужно тратить время на обдумывание с помощью словесных мыслеформ, мышление начинает происходить с помощью тончайших внутренних ощущений значительно повышая скорость мышления. Внутренняя «пустота» становится очень информативной, мир начинает хорошо чувствоваться напрямую, без посредничества мыслей и эмоций. По мере медитативного освоения внутреннего мира и повышения уровня собственной реализации, растет глубина и масштаб осознанности, повышается скорость и точность своих решений, состояние «здесь и сейчас» становится неотъемлемым качеством сознания.
В подходе Марка Пальчика предлагается направлять свою медитативную активность на трансформацию объектов содержания собственного ума, опираясь на работу с ощущениями. В начале процесса идет направление правильно организованного внимания на грубые ощущения, связанные с «громкими шумами» сознания (эмоции, диалоги). Затем, по мере растворения внутренних шумов, ощущения становятся слабыми, фоновыми. Дальнейшее следование за этими «тонкими» ощущениями приводит в глубокие области сознания, где присутствуют большой масштаб осознанности и формы мышления, опирающиеся на тонкие интуитивные чувства. Таким образом, каждая медитация прокладывает мощную дорогу в глубокие сферы сознания, важной составляющей которых является состояние «здесь и сейчас».
Третий важный нюанс нахождения в настоящем моменте – цель этого процесса. Иногда можно встретить людей, которые в поисках некоего «осознанного состояния» начинают резко менять свое социальное состояние, например, отдаляются от семьи, кардинально меняют круг общения, с утра до вечера медитируют, либо вообще уходят из социума. Такие перемены люди объясняют необходимостью поддерживать чистоту сознания, отказа от негатива, стремлением к чему-то большому и светлому. Так нередко выглядит бессознательный уход от проблем. Вместо того, чтобы решать социальные задачи, человек просто вытесняет их из своей жизни. Это происходит, когда развитие осознанности начинает присутствовать как самоцель, ведущая к некоему счастью, просветлению, внутренней свободе… Фокус внимания смещается во внутренний мир, при этом нарушается гармония с внешним миром, как следствие, затормаживается развитие осознанности.
Такая проблема легко устранима, если саморазвитие опирается на внешний контекст. Это могут быть глобальные внешние препятствия или текущие мелкие трудности. В таком подходе любая проблема становится замечательным поводом для работы над своим внутренним миром. В процессе медитации, когда стираются тонкие ощущения, связанные с проблемой, происходит высвобождение собственных внутренних сил для решения внешней проблемы, также происходит коррекция черт характера. Если ранее человек, попадая в стрессовую ситуацию, терял осознанность и выпадал из текущего момента (например, в момент ссоры или трудных деловых переговоров), то после продуктивной медитации, человек начинает видеть гармоничные способы решения проблемы за счет сохранения осознанности (например, появляется спокойное осознание мотивов, руководящих партнером в момент конфликта или сложных переговоров). В этом подходе, рекомендуемом Марком Пальчиком, целью становится решение внешней проблемы за счет собственных внутренних изменений. Повышение осознанности и стабилизация состояния «здесь и сейчас» происходит в результате развития своих внутренних качеств и закрепляется на внешнем контексте в виде решенной задачи. При этом происходит гармоничное и последовательное развитие как внутреннего состояния, так и собственных проектов, отношений с людьми, улучшение здоровья. Состояние «здесь и сейчас» начинает присутствовать в тех ситуациях, которые ранее воспринимались как стрессовые.
Таким образом, стабильное нахождение в состоянии настоящего момента, является свидетельством глубокого и масштабного осознанного состояния. Оно хорошо развивается при правильно организованной медитативной деятельности, направленной на трансформацию ощущений, связанных с актуальными внешними проблемами. Такой подход обеспечивает стабильное и мощное развитие внутреннего состояния в гармонии с внешним миром.