О механизмах искажения изначальных стереотипов личной силы |
Центр бизнес-
консультирования
и образования
Москва
+7(916) 592-23-89

Новосибирск
+7 913 378-11-66 contact@altway.ru
Медиатека
Современные медитации
Категории
31 October 2013

О механизмах искажения изначальных стереотипов личной силы

Автор: Кира Езерская
тренер, бизнес-консультант, кандидат психологических наук

В этой статье мы обсуждаем классификацию изначальных стереотипов личной силы, свойственных каждому человеку от рождения. Эти стереотипы повреждаются в процессе адаптации человека к миру и социальной адаптации, обрастая страхами. В статье М. Пальчика “Новые технологии интеграции трансперсональных состояний” рассмотрены эффективные методы восстановления этих стереотипов с помощью парофитосауны и других стрессовых методов. В данной статье мы обсуждаем предварительную версию классификации стереотипов силы и их повреждений, основанную на известной классификации Э. Баха.

Метод Эдварда Баха (коррекция эмоциональных состояний при помощи водных настоев 38 растений, соотнесенных с 38 наиболее распространенными эмоциональными страданиями) в современной психологии, психотерапии и гомеопатии достаточно широко известен, хотя в России он популярен меньше, чем за рубежом. Известно, что описания 38 стереотипных состояний, соответствующих цветочным настоям Баха, структурно делятся на две части: негативные и позитивные качества каждого стереотипа; предполагается, что негативные качества человек демонстрирует до использования настоя, а позитивные – после. Тогда можно относиться к портрету после как к эталонному состоянию, идеальному стереотипу данного аспекта личной силы, а к портрету до – как к описанию того же стереотипа, но искаженного страхами.

На основе такой идеи мы могли бы простроить технологию для реального продвижения к собственной силе, т.к. баховские описания каждого стереотипа страха/страдания (негативная часть портрета) позволяют “вычислить” стереотип силы, искаженный этими страхами/страданиями, а затем и “шаблон” самого искажения. Таких “шаблонов” оказывается два, и их можно сопоставить двум типам раскола, представленных в толтекской традиции двумя перпендикулярными осями: страх – агрессия (1 шаблон искажений) и радость – депрессия (2 шаблон).

Первый шаблон искажений присущ подавляющему большинству баховских номиналов (31 текст из 38). Позитивный портрет (эталонное состояние) во всех этих случаях связан с каким-либо талантом (аспектом силы), основанным на обостренной чувствительности к одной из сфер жизни. При сопоставлении позитива с негативом можно увидеть, что негатив во всех случаях возникает из страха перед предлагаемым талантом и отказа от него. Этот страх выражается многообразно, но он всегда опирается на некую общественно признанную норму, бытовое понятие о нормальных людях, нормальном мире и нормальной жизни , транслируемое социумом и в особенности семьей (ее женской линией) из поколения в поколение. Это страх поверить в собственные возможности, выходящие за рамки социальных ожиданий, и в возможности мира, не вписывающиеся в социальные представления о нем.

Второй шаблон искажений и ось радость – депрессия прокомментируем дополнительно. Радость здесь рассматривается как стремление удержать существующее положение вещей. Радость препятствует изменениям. Депрессия, наоборот, знак того, что старая картина мира должна быть разрушена, а какова новая – еще неизвестно. Человек всеми силами цепляется за старое положение вещей и в этом суть его страдания. Таким образом, депрессия – это всегда признак необходимости изменений. Обычно скорость изменений диктуется внешними скоростями, и они в современном мире достаточно велики. Депрессия возникает, когда внутренние скорости существенно отстают от внешних . В этом трудность грамотного проживания депрессии.

Кратко упомянув об искажающих шаблонах, перечислим здесь несколько формулировок неискаженных стереотипов силы (первого типа). Сразу оговорим, что эти формулировки получены путем медитаций над текстами Э.Баха, и не претендуют на полноту и завершенность. Интересно, что заявленные в них качества в какой-то первоначальной форме присущи здоровому спонтанному ребенку (особенно не слишком хорошо воспитанному) – до тех пор, пока социум не обяснит ему, как это вредно и опасно. Это заставляет отнестись к призыву “будьте как дети” как не к такому уж и отвлеченному:

  • Независимость от советов, надежный доступ к внутреннему знанию.

  • Сила разотождествляться с любыми своими субличностями и ролями.

  • Стабильная изменчивость и обучаемость.

  • Склонность заботиться о других “просто так”, от избытка силы, не впадая в зависимость от них.

  • Неограниченный доступ к неочевидной информации и умение выразить ее в доступных формах. (В т.ч., детские выдумки, фантазии и вранье .)

  • Свобода от социальных оценок. (Младенец не знает приличий и эталонов и еще не унижен ими. Он с равным приветливым любопытством воспринимает любую часть своего и чужого тела и любой процесс, присущий миру.)

  • Сила помнить себя и разборчивость в стратегических направлениях. (Ребенок легко справляется с натиском взрослых, желающих обучать его во всех престижных школах сразу. Он точно знает, кем он хочет быть (сегодня).)

  • Сила сохранять покой и доброжелательность в любых внешних условиях, при любом поведении партнеров, в том числе в условиях стресса и конфликта. (Так поступают самые наивные дети, – например, князь Лев Николаевич Мышкин).

  • Терпимость к чужим темпам, видение конституциональных различий, восприимчивость к разнообразию жизни. (“Ты уже весь приполз?”)

  • Сила следовать своему пути без сравнения себя с другими. (Пеппи Длинный Чулок.)

Баховские двухчастные описания помогают увидеть, как страх принять собственную силу (т.е. искажение по первому шаблону) проделывает с человеком изящные рефрейминги в сторону безнадежного негатива.

Для примера, уместного в короткой статье, выберем стереотип Red Chestnut Bud . Прочитав соответствующее описание, мы поймем, что его сила в стабильной самотрансформации. Нокто в наше время не упускает ни одного случая изменить себя – тот, скорее всего, просто маньяк самосовершенствования, и даже стремиться к такому – настоящая глупость. Примерно в таких выражениях социум останавливает человека – и вот уже налицо стабильный регресс: человек постоянно повторяет прошлые ошибки (за что социум его тоже, конечно, поругивает, но, так сказать, любя). Качество стабильности – осталось, но оно перенаправлено страхом и неверием на 180 градусов. Подобным же образом сила самоотверженности вырождается в иллюзию отверженности (стереотип Chicory ), сила не быть одержимым собой становитсяразочарованием в себе (стереотип Pine ) и т.п.

Второй шаблон искажений (оставшиеся 7 номиналов) уже не связан со страхом, потому что здесь нет права выбора, страх или попытка отсрочить и облегчить испытание неактуальны. Речь идет о состояниях духовного кризиса, в которые человек входит, когда наступает срок очередной внутренней инициации. Таким образом, второй тип, строго говоря, даже не является искажением эталонного состояния, скорее, это вход в лабиринт, ведущий к силе, некая точка перехода . Содержательно такие точки перехода представляют собой одержимость прошлым(Honeysuckle), отказ от будущего (Hornbeam), приступы необяснимой депрессии (Mustard),истощающую жалость к себе (Olive), горе от серьезной потери (Star of Bethlehi), горе от потери всех внешних опор (Sweet Chestnut) и одержимость внутренним диалогом (White Chestnut). Т.к. отступление в этих случаях невозможно, человек либо уходит в болезнь, либо проходит эти состояния насквозь, трансформируя их через усиление и выходя к новому уровню зрелости. (Подробное описание подходящей для таких случаев технологии см. в статье М.Пальчика “Об интеграции эмоциональных переживаний“).

Итак, можно рассматривать тексты Э.Баха как серьезную подсказку на пути создания классификатора тонких ментальных и астральных (эмоциональных) фильтров, при помощи страха и неверия искажающих и перенаправляющих исходное состояние духа по дороге в плотный план. В особенности это касается преобладающего в баховских описаниях, первого типа искажений. Тогда т ехнология обратного движения к эталонным состояниям (искаженным по первому типу) могла бы выглядеть так:

  1. Осознать актуальный страх и эталонный стереотип личной силы, который за ним стоит.

  2. Выследить этот страх в личной истории. Трансформировать энергию всех эпизодов и всех ментальных конструкций, связанных с этим страхом. Для трансформации первого типа искажений идеально подходит технология, описанная в статье М.Пальчика “Новые технологии интеграции трансперсональных состояний”.

  3. Практика неделания: наблюдать постепенную реконструкцию врожденного стереотипа личной силы и ускорять этот процесс новыми витками выслеживания и перепросмотра.

Мы хотим подчеркнуть, что в методе Э.Баха ценны не только настои, но и идеи классификации, которые там содержатся. Интересно использовать настои как катализатор при выполнении техник трансформации энергии, но развитие классификационных идей Баха, которому посвящена эта статья, представляется не менее важной задачей.


Статья опубликована в сб.: “Вестник интегративной психологии”, вып.2. Ярославль, Москва, 2004.

Ближайшие тренинги

ЖИЗНЬ КАК ТРЕНИНГ. динамическая группа

24-28 апреля Новосибирск, Центр практик Марка Пальчика Подробнее

Развитие навыков стрессоустойчивости (БОЧКИ)

2-5 мая Новосибирск, Центр практик Марка Пальчика Подробнее

Второй модуль тренерского курса

11-14 мая Новосибирск, Центр практик Марка Пальчика Подробнее

Модуль III. Конфликты и партнерство в бизнесе

23-26 мая Москва Подробнее

Модуль IV. Развитие навыков стрессоустойчивости (Бочки)

7-10 июня Новосибирск, Центр практик Марка Пальчика Подробнее

Модуль IV. Развитие навыков стрессоустойчивости (Бочки)

13-16 июня Новосибирск, Центр практик Марка Пальчика Подробнее

Модуль IV. Решение наиболее гоубоких проблем (Бочки) Данный модуль проходит в НОВОСИБИРСКЕ

11-14 июля Москва Подробнее

Развитие навыков стрессоустойчивости (БОЧКИ)

18-21 июля Новосибирск, Центр практик Марка Пальчика Подробнее

Слет практикующих на Алтае

25-31 июля Белокуриха Подробнее

Третий модуль тренерского курса

3-6 августа Новосибирск, Центр практик Марка Пальчика Подробнее

Модуль V. Лидерство. Скрытые мотивы и ограничивающие убеждения

10-13 августа Новосибирск, Центр практик Марка Пальчика Подробнее

Модуль V. Лидерство. Мотивы и ограничения лидера

16-19 августа Москва Подробнее

Тренинг про Любовь

22-25 августа Новосибирск, Центр практик Марка Пальчика Подробнее

Развитие навыков стрессоустойчивости (БОЧКИ)

12-15 сентября Новосибирск, Центр практик Марка Пальчика Подробнее

Модуль VI. Энергия денег и денежные потоки

28 сентября - 1 октября Новосибирск, Центр практик Марка Пальчика Подробнее

Модуль VI. Взаимодействие с денежным потоком

3-6 октября Москва Подробнее

Развитие навыков стрессоустойчивости (БОЧКИ)

31 октября - 3 ноября Новосибирск, Центр практик Марка Пальчика Подробнее

Четвертый модуль тренерского курса

7-10 ноября Новосибирск, Центр практик Марка Пальчика Подробнее

Развитие навыков стрессоустойчивости (БОЧКИ)

21-24 ноября Новосибирск, Центр практик Марка Пальчика Подробнее

Модуль VII. Высшие уровни лидерства. Индивидуальные символы и миссия

28 ноября - 1 декабря Новосибирск, Центр практик Марка Пальчика Подробнее

Модуль VII. Высшие уровни лидерства

5-8 декабря Москва Подробнее