Дух и материя
Следуя даосской традиции, мы будем связывать разделение бытия на духи материю (Шэнь и Цзин) с поляризационными эффектами Прежденебесной энергии ци – ее разделением на яни инь и их последующем объединении в Посленебесную ци.
В даосской картине мира считается, что полярным энергиям ян и инь предшествует неполярная, целостная энергия ци, пребывая в которой, духи материя не отделены друг от друга. Эту энергию называют Прежденебесная Ци.
Считается также, что эта энергия была изначально. Затем она распадается на инь и ян, которые, вступая во взаимодействие, рождают Посленебесную Ци (именно ее обычно имеют в виду, говоря об энергии ци), затем Инь, Яни Ци («Три Чистых») рождают «мириады вещей»[1].
***
Важнейшая особенность Посленебесной Ци – поляризованность: в каждом ее «кванте» присутствуют два полярных состояния – инь и ян. Именно это отличает ее от неполяризованной Прежденебесной Ци, в которой нет полярных состояний (они рождаются в акте Творения Посленебесной Ци).
«Кванты» Посленебесной Ци представляют собой неделимые образования. Оба полюса – инь и ян – не могут существовать изолированно, т.е. один без другого: «внутри» инь есть ян, а «внутри» ян есть инь. Но каждый из полюсов можно рассматривать и обсуждать независимо от другого полюса, см. рис.1. Появление двух полюсов – инь и ян – представляет собой поляризационный эффект: в каждом «кванте» Посленебесной Ци возникает выделенное направление – от инь к ян (или от ян к инь).
Рис. 1. Энергетическая структура Посленебесной Ци. Ее можно воспринимать как результат взаимодействия полярных энергий инь и ян. Вместе они образуют систему с двойной связью. Эту связь можно представить себе в виде двух энергетических потоков; один из них направлен от инь к ян («от материи к духу»), другой направлен от ян к инь («от духа к материи»).
Физической метафорой неделимого «кванта» Посленебесной Ци может служить магнитный диполь, два полюса которого не могут быть друг от друга отделены. Их нельзя рассматривать изолированно – один полюс без учета другого. Примером магнитного диполя в том смысле, который здесь подразумевается, может служить обычный магнит, выполненный в виде прямого стержня. У него есть два полюса: «+» и «–». Если попытаться отделить и изолировать один полюс от другого, т.е. разрезать этот магнит пополам, то мы получим не два отдельных полюса, а два новых магнитных диполя. Таким образом, два противоположных полюса не могут существовать по отдельности (быть отделенными друг от друга).
Следуя этой метафоре, «квант» Посленебесной Ци можно рассматривать как «неделимый диполь», полюсами которого являются инь и ян.
***
Системы, состоящие из подобных объектов, при определенных условиях способны к спонтанной поляризации – появлению выделенного направления. Все диполи (или большая их часть) выстраиваются в одном направлении, т.к. это состояние энергетически более выгодно. Противоположные полюсы двух соседних диполей притягиваются друг к другу, создавая в системе упорядоченность, см. рис. 2. Это явление называется фазовым переходом.
Рис.2. Спонтанное разделение на дух и материю в системе, состоящей из «квантов» Посленебесной Ци. Каждый «квант» представляет собой неделимый диполь (представленный стрелкой), имеющий два полюса: «+» (ян) и «–» (инь).
Результатом таких поляризационных эффектов в системах, состоящих из квантов Посленебесной Ци, является «разделение» на дух и материю.
Категория дух связывается с направлением ян (энергией ян), категория материя связывается с направлением инь (энергией инь). Такое «разделение» сопровождается спонтанным возникновением выделенного направления дух – материя (либо материя – дух) в скоплении «квантов» Посленебесной Ци. Это явление можно трактовать как аналог фазового перехода (см. рис. 2).
Итак, разделение на дух и материю представляет собой глобальный поляризационный эффект, который возникает в результате спонтанного процесса, подобного фазовому переходу. Это разделение создает в пространстве внутренней территории выделенное направление – от материи к духу. Субъективно направление в область духа переживается как направление «снизу вверх» (или «с поверхности в глубину»), другое направление – в область материи – воспринимается как направление «сверху вниз» (или «из глубины – вовне»[2]).
Подчеркнем, что это явление происходит не в физическом трехмерном пространстве, а в безграничном многомерном пространстве внутренней территории, которая заполнена постоянно движущейся энергией.
Условно дух и материю можно рассматривать как независимые инстанции, которые, существуя совместно, непрерывно обмениваются информацией и энергией как показано на рис.1.
Оба понятия – дух и материя – удобно рассматривать в процессах распада внутренней энергии.
[1] В даосском космологическом мифе эта последовательность событий передается следующим текстом: «… одно рождает два, два рождает три, три рождает мириады вещей».
[2] Возможно противоположное субъективное восприятие: направление в область духа – «вовне», в область материи – «внутрь». Оба варианта обсуждаются в главе 7.