Бизнес как зеркало |
Центр бизнес-
консультирования
и образования
Москва
+7(916) 592-23-89

Новосибирск
+7 913 378-11-66 contact@altway.ru
Медиатека
Современные медитации
Категории
12 August 2014 Марк Пальчик

Бизнес как зеркало

Лилия Гречко: В последнее время фраза “Бизнес – продолжение владельца” стала расхожей, и, на мой взгляд, многие уже не задумываются о том, что за ней стоит. Поэтому я изобрела для себя фразу-­заменитель: “Бизнес – это зеркало владельца”. Мне она кажется более точной. Что вы думаете по этому поводу?

Марк Пальчик: Прежде всего “бизнес как зеркало” – это не то же самое, что “бизнес как продолжение владельца”. Вот мои руки – это продолжение меня. И они мне служат. Если так смотреть, получается, что либо сам человек служит своему бизнесу, либо бизнес служит ему. Ни о каком зеркале речь как бы и не идет.

Другое дело, что мир вообще является зеркалом каждого из нас. Картина мира, которая сложилась у человека, – это и есть его отражение. Какова она, такова и жизнь человека: какие в этом мире успехи, достижения, сложности, проблемы. В этом смысле бизнес не исключение – он, безусловно, становится зеркалом своего владельца или группы владельцев.

Л. Г.: Что вы включаете в понятие “мир”, говоря о таком достаточно узком понятии, как бизнес?

Мир вообще является зеркалом каждого из нас. Картина мира, которая сложилась у человека, – это и есть его отражение. Какова она, такова и жизнь человека.

М.П.: Это проекты, обладающие соб­ственной силой; денежные потоки; личные ценности, которые человек проецирует вовне. Мир содержит некие зоны, которые влекут или отталкивают человека. В жизни это выглядит несколько иррационально. Однако за этим – ценности человека, придающие уникальность ему самому и всем его выборам. Поэтому каждый развивающийся бизнес уникален. Фактически, выбирая тот или иной бизнес, человек интуитивно следует своей предрасположенности. В начале пути он не осознает своих истинных ценностей – он открывает их постепенно. В этом и состоит познание себя. В конечном счете, бизнес – это один из способов такого познания. Человек не знает, какие выборы способен сделать, пока не предъявлены конкретные варианты. Более того, настоящий выбор – проекта, сотрудников, стратегий – всегда содержит элемент стресса, что вынуждает достаточно ответственно подходить к такому выбору. Людям только кажется, что они просчитывают свои выборы. В действительности они только обосновывают свои интуитивные предпочтения. В результате компания, которую человек создал, являясь суммой всех его выборов, становится своеобразным зеркалом, отражающим все его предпочтения.

Как мы выбираем? В психологии изучен следующий механизм. Если попросить человека назвать десять знакомых, которые вызывают симпатию, и десять других, которые неприятны, а затем попросить назвать качества тех и других, мы получим два набора качеств – “положительный” и “отрицательный”. В психологии считается, что эти два набора и являются точным портретом данного человека. В этом суть идеи “мир – зеркало”.Разумеется, все эти механизмы работают на бессознательном уровне.

Когда бизнес достаточно стабилен, то клиенты, партнеры и сотрудники, составляющие ядро этого образования, становятся, согласно этому механизму, отражением владельца бизнеса. И человек может смотреться, как в зеркало, в ту систему, которую он создал.

 Л.Г.: Но даже если система создается подсознательно, должны быть некие общие законы, по которым она складывается?

М.П.: Считается, что мы вообще замечаем только тех, кто является носителем таких же качеств, какими обладаем мы сами. Если попадается человек, в котором нет никаких ваших качеств – ни положительных, ни отрицательных – то вы просто не заметите его. Такой человек не удержится в вашей компании. Он неинтересен. Но бывает, что человек без особых оснований, при первой же встрече, вызывает различные чувства. Может быть, вы даже думаете: «он обладает такими качествами, которых мне недостает!». В психологии это трактуется как признак того, что именно такие качества есть у вас, но они глубоко вытеснены. И, смутно догадываясь об их существовании, но отказывая в этих качествах себе, вы особенно цените их в других людях. С другой стороны, когда мы видим в других некие неприятные черты, скажем, безответственность,  необязательность, медленность мышления, недостаток какой-то способности – это тоже прямо указывает на присутствие этих черт в нас самих.

Если некто считает себя неактивным и осуждает это в себе, то будет делать все возможное, чтобы доказать себе и окружающим, что он именно активный человек. Он будет бороться с этим недостатком. В результате этот недостаток будет вытесняться в бессознательное, и возникнет иллюзия победы. Тогда особенно отчетливо такой недостаток видится в окружающих, и человек начинает активно бороться с такими людьми. Таким образом внутренний конфликт (борьба с собой) переносится на внешнюю арену (борьба с другими). Кстати, об этом говорится во всех традиционных текстах, например, в Евангелии, когда Иисус Христос говорит: «В своем глазу и бревна не заметишь, а в чужом и соломинку различишь».

Л.Г.: На что стоит обращать внимание, глядя в “зеркало”? Как человек может использовать то, что увидит?

Когда бизнес достаточно стабилен, то клиенты, партнеры и сотрудники, составляющие ядро этого образования, становятся, согласно этому механизму, отражением владельца бизнеса. И человек может смотреться, как в зеркало, в ту систему, которую он создал.

М.П.: Зеркало дано для того, чтобы помочь человеку изменять себя. Здесь важна категория ответственности. Берет ли человек на себя ответственность за происходящее рядом с ним или перекладывает ее на объективные обстоятельства и людей. Например, руководителю кажется, что он вполне эффективен (например, он эффективно принимает финансовые решения) – но в то же время жалуется на текучесть кадров. Ему кажется, что это объективное явление – отсутствие надежных сотрудников. Он не связывает текучесть кадров со своими стратегиями. Такой человек видит “зеркало”, но считает его кривым. Он не хочет изменять себя, он хочет изменить зеркало – т. е. мир, людей. Он может увольнять “плохих” сотрудников и принимать новых, но недовольство ими все равно будет продолжаться. То же самое происходит, когда человек окружен раздорами: это значит, у него есть внутренний конфликт, который он переносит вовне. Внешний конфликт всегда является проекцией внутреннего. Обратное тоже верно.

Л. Г.: Бизнес как способ познания себя – это красивая идея. Но путь познания долог, а скорости бизнеса велики. Каким способом можно нащупать хотя бы верное направление движения?

mark 2 Бизнес как зеркалоМ.П.: Необходимо развивать интуицию – способность чувствовать, и прежде всего – чувствовать свой путь. Для этого существуют специальные практики. Кроме того, внешний мир дает постоянные подсказки, которые, главным образом, указывают, в каком направлении мы должны измениться. Принцип «мир – зеркало» здесь может быть надежной опорой.

Если же вы имеете в виду выбор направления развития бизнеса, нового проекта или рыночной ниши, то не стоит ориентироваться только на денежные потоки. Популярное мнение, будто цель бизнеса – приносить прибыль, не вполне верно. Предчувствие одной лишь денежной прибыли редко может быть надежным ориентиром. При выборе человек должен чувствовать некий внутренний вызов, тогда и прибыль будет постоянно расти.

С другой стороны, большинству людей не хватает широты, чтобы ощутить весь денежный поток: люди не чувствуют деньги, вместо этого они их считают. Но деньги неотрывны от каких­-то душевных интересов или человеческих отношений, от других проявлений мира; их нельзя “считать” в изоляции от всего остального. Что будет правильнее предпочесть – большую прибыль, перспективу, репутацию или что­-то еще? Часто это нельзя просчитать. Нет таких законов и формул. Это можно только почув­ствовать. Каждое решение в бизнесе возникает на основе интуитивного синтеза множества потоков: человеческих, денежных, потока идей или технологий и т. д. Только тогда решение будет точным.

Л. Г.: В свое время я писала статью, где основной мыслью было то, что риск – это воздух предпринимательства. Если человек не рискует, не выбирает интуитивно, в доверии к себе, он просто остается вне предпринимательского поля. Такой подход к бизнесу сложился еще в начале XIX века.

М.П.: Познание себя – это путь. Со всеми вытекающими последствиями. Естественно, на нем возможны и ошибки, и серьезные потери. Но это не должно беспокоить. В традиционных учениях есть интересная идея: результат наших действий не важен; важен именно путь (или процесс, говоря современным языком). Человек не должен очаровываться результатами или переживать из­-за их отсутствия. Результат – это “побочный эффект”, в традиции это называется сиддхи – особые качества, появляющиеся в процессе практик, но не являвшиеся их целью. В современной психологии результат часто расценивается только как указание человеку относительно его самого – точности его действий, мыслей, восприятий. Таким образом, результат – это часть “зеркала”.

В этом смысле и позитивный, и негативный опыты одинаково важны. В традиции считается, что как поражение, так и успех дают выигрыш в силе, если человек действует безупречно – т. е. вкладывает всю свою силу в каждое мгновение пути, но принимает любой исход борьбы. Действовать так – значит следовать внутреннему чутью, нащупывая свой путь вместо того, чтобы гнаться за выигрышем. На своем пути не может быть потерь.

Обычно, когда человек теряет деньги, он видит только потерю. Но если он способен действовать безупречно и не захвачен потерей, то в процессе этих действий получит достаточно силы и знания, чтобы вернуть свои деньги, или даже больше – увидеть новые возможности и перспективы, возникающие при таком повороте событий. Другими словами, деньги приходят и уходят, а путь остается.

Бизнес – это игра, в которой есть только один выигрыш: личная сила (т. е. внутренняя, духовная), а не деньги, не собственность и даже не отношения. Так говорит традиция, в том числе и православная. Правда, там пользуются другой терминологией: например, человека призывают действовать во имя Божье (это и означает следовать Пути), а безупречное действие называется стяжанием благодати. Этому же соответствует христианская идея принятия страдания – несмотря на то, что для современного человека такая идея звучит непривычно.

Л. Г.: Для бизнесмена мысль о принятии страдания, наверное, соотносится с позицией жертвы, а соответственно, с позицией аутсайдера, неудачника.

М.П.: Однако в традиции она прямо этому противоположна. Приведу пример, как понятие “страдания” преломляется в биз­несе – конечно, если человек настолько осознает себя, что способен работать с внутренним миром, воспринимая внеш­ний лишь как “зеркало”.

Когда возникает идея какого­-то проекта, и человек начинает обдумывать его, то может испытывать беспокойство, иногда отчаяние, опасаться препятствий – это и есть страдание. Если у вас нет проблем с воплощением проекта, значит, вы выбрали слишком простой проект. Там, где стоят серьезные задачи, всегда есть проблемы, страх, тревожность. В этом смысле любой стресс является “страданием” – тем самым, которое надлежит “принимать”.

Современный человек склонен отрицать или скрывать это страдание, считая его слабостью. В традиции же существуют механизмы принятия страдания. Они оформляются в виде определенных ритуалов или энергетических практик. Например, в христианской традиции страдание является поводом – или санкцией – для определенных ритуалов и молитв, в процессе которых происходят все необходимые личностные изменения и рождается новое понимание, новые идеи. В даосской традиции и буддизме страдание становится поводом для энергетических практик и медитаций, порождающих те же самые личностные изменения – в самовосприятии и картине мира, что также рождает новые идеи.

Ближайшие тренинги

Модуль I. Особенности внутренней территории – ловушки и возможности

18-21 апреля Новосибирск, Центр практик Марка Пальчика Подробнее

ЖИЗНЬ КАК ТРЕНИНГ. динамическая группа

24-28 апреля Новосибирск, Центр практик Марка Пальчика Подробнее

Развитие навыков стрессоустойчивости (БОЧКИ)

2-5 мая Новосибирск, Центр практик Марка Пальчика Подробнее

Второй модуль тренерского курса

11-14 мая Новосибирск, Центр практик Марка Пальчика Подробнее

Модуль III. Конфликты и партнерство в бизнесе

23-26 мая Москва Подробнее

Модуль IV. Развитие навыков стрессоустойчивости (Бочки)

7-10 июня Новосибирск, Центр практик Марка Пальчика Подробнее

Модуль IV. Развитие навыков стрессоустойчивости (Бочки)

13-16 июня Новосибирск, Центр практик Марка Пальчика Подробнее

Модуль IV. Решение наиболее гоубоких проблем (Бочки) Данный модуль проходит в НОВОСИБИРСКЕ

11-14 июля Москва Подробнее

Развитие навыков стрессоустойчивости (БОЧКИ)

18-21 июля Новосибирск, Центр практик Марка Пальчика Подробнее

Слет практикующих на Алтае

25-31 июля Белокуриха Подробнее

Третий модуль тренерского курса

3-6 августа Новосибирск, Центр практик Марка Пальчика Подробнее

Модуль V. Лидерство. Скрытые мотивы и ограничивающие убеждения

10-13 августа Новосибирск, Центр практик Марка Пальчика Подробнее

Модуль V. Лидерство. Мотивы и ограничения лидера

16-19 августа Москва Подробнее

Тренинг про Любовь

22-25 августа Новосибирск, Центр практик Марка Пальчика Подробнее

Развитие навыков стрессоустойчивости (БОЧКИ)

12-15 сентября Новосибирск, Центр практик Марка Пальчика Подробнее

Модуль VI. Энергия денег и денежные потоки

28 сентября - 1 октября Новосибирск, Центр практик Марка Пальчика Подробнее

Модуль VI. Взаимодействие с денежным потоком

3-6 октября Москва Подробнее

Развитие навыков стрессоустойчивости (БОЧКИ)

31 октября - 3 ноября Новосибирск, Центр практик Марка Пальчика Подробнее

Четвертый модуль тренерского курса

7-10 ноября Новосибирск, Центр практик Марка Пальчика Подробнее

Развитие навыков стрессоустойчивости (БОЧКИ)

21-24 ноября Новосибирск, Центр практик Марка Пальчика Подробнее

Модуль VII. Высшие уровни лидерства. Индивидуальные символы и миссия

28 ноября - 1 декабря Новосибирск, Центр практик Марка Пальчика Подробнее

Модуль VII. Высшие уровни лидерства

5-8 декабря Москва Подробнее