Центр бизнес-
консультирования
и образования
Москва
+7(916) 592-23-89

Новосибирск
+7 913 378-11-66 contact@altway.ru

Система «Дух-тело» и уровни сознания

Современные медитации

1. Ступени эволюции сознания.Три эволюционных этапа.

Традиция говорит, что в незапамятные времена человеческие существа обладали самой высокой степенью ответственности, их воля совпадала с волей Небес – и, следовательно, осуществлялась. Считается также, что дальше наступил период упадка, когда человек утратил силу чувствовать и осуществлять замысел Небес. Впоследствии это породило множество философских и религиозных направлений, а также инициировало развитие науки. Человек искал новые правила и законы жизни в духе, коль скоро был не в силах следовать им спонтанно. Таким образом, он создал традицию, вручив ей ответственность за себя и свою жизнь.

Однако условия, в которых оказался современный человек, нынешние скорости эволюции всех процессов и состояние современной науки создают необходимость вновь взять на себя ответственность за качество собственных проектов, а также за их осуществление. Сегодня древние духовные традиции рушатся или активно трансформируются, так как темп и стиль жизни радикально меняется. Еще в прошлом веке традиционные ритуалы были отвергнуты многими в пользу технологий и науки; ответственность за все выборы, таким образом, была перенесена с традиции на интеллект и научные обоснования.

Как интеллект справляется с такой ответственностью? Он начинает тщательно продумывать и планировать действия. Его решения разумны и научны, но – в современных условиях – осуществляются все реже. Этому загадочному явлению интеллект находит научные названия. «Включаются обстоятельства непреодолимой силы», – говорит человек в том благоприятном случае, когда не обвиняет в неожиданностях своих партнеров. Таким образом, интеллект загоняет себя в тупик. Теперь ему приходится учитывать и эти «обстоятельства», и многое другое, оговаривая (скажем, в  контракте или плане) возможность их появления… и так до бесконечности.

Это происходит вследствие недостаточной скорости интеллектуальных форм постижения мира. Сегодня на любом отрезке человеческой жизни можно наблюдать резкую смену технологий и внутренних позиций. Об этом говорят, как об ускорении эволюционных процессов. Наступает время следующего эволюционного этапа, создающего условия для более высоких скоростей. В этих условияхвся ответственность  переносится на человека и становится личной.

***

Таким образом, за время своего существованиячеловечество освоило по крайней меретри эволюционных ступени. Каждая из них проживается на своей скорости. Скорость, характерная для третьей – актуальной сегодня – существенно выше скорости интеллекта.

Для понимания термина скорость эволюции (или эволюционная скорость)удобно ввести два параметра: среднее время жизни человекаисреднее время жизни технологии. Скорости эволюционных процессов зависят от соотношения этих параметров.

Пусть t1– среднее время жизни человека, а t2–среднее время жизни технологии. Cкорость эволюционных процессов характеризуется параметром τ, который определяется как отношение времен t1и t2

τ = t1/t2

Эволюционные ступени определяются значениями этого параметра. Первой ступени соответствуют малые значения τ<<1, второй ступени – значения τ~1, третьей – значения τ>>1. Графически это можно представить следующим образом.

 

Snimok ekrana 2018 10 16 v 12.05.08 Система «Дух тело» и уровни сознания

Рис. 1. Три эволюционных ступени. Первой ступени соответствуют низкие скорости эволюции, кривая скорости близка к нулю. Скорости второй ступени сравнимы со скоростью ментальных процессов. Скорости третьей ступени неизмеримо выше.

Эти три ступени можно представлять также и в виде иерархической (вертикальной) последовательности уровней сознания, изображенной на рисунке 2. Каждому уровню соответствует определенный тип мышления. В основе этой последовательности лежит принятая в традиции модель тонких тел, см. раздел… .

Snimok ekrana 2018 10 16 v 12.05.58 Система «Дух тело» и уровни сознания

Рис.2. Уровни сознания. Три нижних уровня и начало четвертого соответствуют первой эволюционной ступени, четвертый и пятый – второй ступени, шестой и седьмой – третьей ступени. Ко второму уровню относится переживание телесных ощущений, включая симптомы заболеваний; переживание эмоций – к третьему уровню; мысли и поступки (или события) относятся к четвертому и пятому уровням; более глубокие переживания, касающиеся масштабных этапов деятельности и жизни человека, относятся к шестому и седьмому уровням.

Первая эволюционная ступень характеризуется тем, что изменения во внешнем мире пренебрежимо малы на протяжении всей жизни человека. Этой ступени соответствуют низкие скорости эволюции, в стиле прошлых неторопливых веков. Они связаны с эмоциональным восприятием мира – проживанием эмоций и физических состояний (рис. 2, уровни 2, 3 и начало 4-го). Как уже сказано, на этой ступени среднее время жизни технологии много больше, чем среднее время жизни человека.

Войны, землетрясения и другие катаклизмы могут происходить, но технологически мало что меняется; уровень осознанности человека остается относительно низким и стабильным. Первая ступень длилась несколько тысячелетий и завершилась в конце XVIII – начале XIX веков.

В начале этой ступени человек находился во власти эмоциональных предпочтений и амбиций. Он не был способен добровольно следовать нормам, правилам, законам. Физическая и эмоциональная сила, способность первым нанести удар ценились высоко. Заповеди «не убий», «не укради», … воспринимались как откровения. В конце этой ступени люди научились следовать правилам и законам, но без осознания их истоков или оснований. В современной деловой жизни этот навык может проявляться как способность (и потребность) буквально следовать должностным инструкциям.

Этот этап характеризуется отсутствием личной ответственности и осознанности. Вся ответственность переносилась на высшую силу («Бог дал, Бог и взял…») или на традицию, диктующую правила и этические нормы от имени этой силы.

Люди учились следовать традиционным правилам. Одновременно появились внешние правила и социальные стандарты. Первый этап можно охарактеризовать как освоение детского и подросткового периодов жизни человечества.

Следующая ступень – это интел­лектуальный уровень – уровень линейного (логического) мышления. Здесь эволюционные скорости существенно выше, мысль – стремительна. Среднее время жизни технологии сравнимо со средним временем жизни человека.

Это второй уровень скоростей. Он ярко проявился в ХХ веке, во времена НТР и бурного развития технологий, планирования и контрактных отношений (рис. 2, уровень 4). Расцвет этого периода можно отнести к началу и середине ХХ века. Религиозные традиции рушились, ответственность была перенесена на науку и интеллект. Новые технологии ценились особенно высоко, а сила интеллекта стала одним из главных достоинств человека.

Третья ступень, актуальная в наше время, характеризуется тем, что среднее время жизни технологии много меньше времени жизни человека, и технологии быстро меняются в течение всей его жизни.

Это уровень событийных потоков (рис.2, уровень 5). Одно дело выбирать предпочтительные варианты, анализируя обстоятельства, и совсем другое дело – оказаться в живом потоке событий, где все решения и действия должны быть неизмеримо быстрее. Таковы, например, скорости водителя на оживленной трассе: каждое его решение должно быть принято мгновенно и окончательно. Такие решения не обдумываются; они являются в виде точного знания.

Этот эволюционный этап начался в конце ХХ века. Статус науки  снижается, а способность действовать становится высоко ценимым качеством. Технологии меняются столь быстро, что их ценность также снижается. Высоко ценится способность интуитивно угадать правильную стратегию действий, независимо от научных позиций и принятых стандартов. Впервые за историю человечества ответственность становится личной, т.е. ложится на человека, принимающего решение. Ссылки на научно доказанные истины не принимаются, важны эффективность и результат. Решения интуитивны, сначала принимаются и лишь потом обосновываются. Личная ответственность и высокий уровень осознанности становятся главной опорой в эффективном бизнесе и личностных контекстах.

В будущем можно ожидать дальнейшего увеличения скоростей и наступления четвертой ступени, по мере того как человечество будет приближаться в своей эволюции к освоению ценностного плана (6) и уровня миссии (7).

  ***

Естественно, что все три эволюционные ступени представлены в современном социуме одновременно. Большинство людей все еще живут в соответствии с первой ступенью. Это особенно заметно в деловой жизни, где ответственность переносится на должностные и процессуальные инструкции, в том числе – на планы. Кроме того, есть немало людей, хорошо адаптированных ко второй ступени. Некоторая их часть обладает скоростями третьей ступени, и только очень небольшой группе доступны более высокие уровни сознания.

Современные тенденции таковы, что в ближайшем будущем эта ситуация должна измениться в сторону более высоких скоростей, этап формально-логического освоения мира (пятый уровень) завершается. Человечествов целом начинает идентифицировать себя именно на событийном уровне[1].Опора на планирование и научные описания, создаваемые с ментального уровня, должна замениться (точнее, дополниться) опорой на утонченное чувствование событийных потоков. В следующем разделе этот факт выражен в виде известной в математике теоремы Гёделя.

Наступление этого этапа для всего человеческого сообщества потребует такой внутренней силы, которая в прежние времена достигалась лишь отдельными людьми; решения и знаниеприходили к ним во время молитвы или медитации. Наши современники, лишенные подобных опор, ссылаются на озарение или интуицию. Однако для их проявления требуются особые условия и особая удача.

  ***

Такую «удачу» можно сделать нормой, если овладеть новыми формами мышления, характерными для третьей ступени. Возрастание внешних скоростей требует расширения осознанности и способности к внутренним изменениям. Но как развивать эти качества?

Для этой цели мы предлагаем познакомиться с энергетическими технологиями внутренних изменений, которые представлены в данной книге.

Эти технологии позволяют расширить сознание настолько, чтобы осознавать себя как часть более широкой системы, в рамках которой искомое знание становится доступным.

Подобная системасостоит как минимум из двух энергетически объединенных частей[2]. Примерами являются следующие системы: Ян – инь, лидер – команда, дух – тело, сознание – подсознание, человек – средаи т.д. Информация – в виде нового знания– возникает в ходе взаимодействия частей этой системы, т.е. лидера и команды, духа и тела, человека и среды и т.д., а не передается от среды к человеку или обратно, как это принято в линейном, основанном на формальной логике, подходе.

В состояниях расширенного сознания становится доступным многоуровневое (системное) мышление, которое приходит на сменуформально-логическому освоению мира. Системное мышление включает несколько синхронно осуществляемых процессов, протекающих на разных уровнях (обозначенных на рис. 2) ипозволяет мгновенно принимать точные решения даже в ситуации стресса или отсутствия ментальной информации. Здесь каждая мысль сопровождается импульсом к действию, что обеспечивает высокую скорость и эффективность. Эта способность обусловлена особыми состояниями сознания,характерными для уровней 5 и 6 на рис. 2. Как это ни парадоксально, такой тип мышления известен с древних времен (хотя доступен немногим). Он основывается на практиках трансформации внутренних состояний.

***

Как уже сказано, главная особенность предлагаемого подхода – его направленность на внутренние изменения. Каждый внешний результат при «правильном» ходе событий достигается сразу, т.е. спонтанно и без специальных усилий. Если этого не происходит, то появляются категории «задача» или «проблема», и мы начинаем воспринимать внешние цели как сложные или труднодостижимые. Во внешнем ходе событий происходит замедление или остановка.

При таком подходе появление любой «задачи» или «проблемы» рассматривается как следствие недостаточного уровня внутренней компетентности, как знак, указывающий на необходимость внутренних изменений.

Другими словами, при возникновении внешних препятствий необходимо направить усилия и воздействие не во внешнюю среду, а внутрь себя – во внутреннее пространство и восстановить требуемый уровень внутренней компетентности. Как только все необходимые внутренние изменения произведены, сила человека становится достаточной, чтобы внешние результаты вновь стали достигаться спонтанно и без специальных усилий. В современном мире это может показаться необычной идеей.

***

Таким образом, в предлагаемом здесь подходе внешняя реальностьчеловека – его бизнес и личная жизнь –рассматривается как продолжение внутренней реальности (внутреннего пространства).

Его объектами (элементами, точками…) являются внутренние состояния, которые могут быть как позитивными (вдохновение, покой, уверенность, вера …), так и негативными (протест, раздражение, уныние, растерянность, неверие в себя …).

Нас будут интересовать в основном негативные состояния, поскольку именно ониактивизируютсяпод воздействием любой внешней проблемы и подлежат трансформации. Такие состояния не осознаются или слабо осознаются, но являются частью стратегий мышления, принятия решений и некоторых форм поведения.

Субъективно такие негативныесостоянияпереживаются как следствие внешних «объективных» трудностей и препятствий. Но в данном подходе считается, что негативные состояния первичны. Они рассматриваются здесь как часть внутренних ограничений, накопленных под воздействием пережитых в прошлом стрессов.

В этой картине все внешние  трудности имеют  внутренние причины. Трудности должны восприниматься как следствие неточностей в действиях, порождаемых негативными состояниями (выше это было обозначено как недостаточный уровень внутренней компетентности).

Тогда любое неблагоприятное сочетание внешних обстоятельств представляет собой знак, указывающий на внутренние ограничения. Знакидолжны восприниматься не логически, а интуитивно-чувственно – в виде тончайших ощущений-подсказок.

В книге предлагаются уникальные технологии «выслеживания» знаков и «трансформации» упомянутых ограничений.Трансформация ведет к отмене устойчивых негативных состояний. Затем рождается новое, более успешное поведение. Владея этими технологиями, можно создавать все внутренние изменения, необходимые для решения любой возникшей проблемы – от задач исцеления и решения эмоциональных конфликтов до сложных профессиональных проблем.

Таким образом, каждая внешняя трудность помогает познавать себя и расширять свои возможности и границы в таком темпе и масштабе, который необходим для решения актуальных задач. Бизнес и личная жизнь превращаются в путь познания и развития.

  1. Понятия «внешняя территория»и «внутренняя территория».

Весь доступный человеческому восприятию мир может быть условно разделен на две области: внешняя территория и внутренняя территория.

К внешней территории относятся внешние материальные объекты (природные или искусственно созданные) и связи между ними. Научные описания, внешние правила, технологии,  законы и другие формализованные процессы также относятся к внешней территории. Объекты и правила внешней территории обычно воспринимаются как объективная реальность.

К внутренней территориимы относим индивидуальные чувственные реакции и переживания, возникающие при контакте с объектами внешней территории. Сюдаотносятся такжеличные мифы, убеждения, ценностные предпочтения, ожидания, мечты и т.п. Субъективно внутренняя территория переживается как безграничное пространство, в разных точках которого располагаются внутренние ощущения.

Основными объектами внутренней территории являются всевозможные внутренние состояния. Сюда относятся не только те состояния, которые человек испытывает в настоящем или испытывал в прошлом, но также потенциально возможные для него состояния, которых он еще никогда не испытывал. Внутренние состояния рождаются в процессе непосредственного взаимодействия человека с различными внешними контекстами, т.е. с объектами внешней территории, либо в процессах мышления при взаимодействии с постулатами и принципами внутренней аксиоматики.

Каждое внутреннее состояние складывается из нескольких элементов. Основные элементы – это ощущения, эмоции, мысли. Соответственно, основные типы деятельности во внутренней территории – это проживание и осознавание ощущений, эмоций, мыслей и более тонких реакций, а также воздействие на них.

Субъективно внутреннее состояние может восприниматься как некотороепереживание. Например как яркая эмоция – страх, уверенность, радость и т.п. или более тонкое переживание – тревога, предчувствие, убежденность, надежда … .

Внутреннее состояние может также осознаваться (восприниматься) и как некоторое распределение ощущений, расположенных в разных зонах тела и за его пределами.  Распределение ощущений хорошо осознается, если расфокусировать внимание и направить его вглубь внутренней территории. Действуя таким образом, можно обнаружить тонкие ощущения, которые распределены во всем пространстве внутренней территории. Можно говорить о тонких ощущениях, сопровождающих эмоцию, мысль, действие или более глубокое переживание. Эти ощущения имеют разную интенсивность в разных точках и заполняют внутреннее пространство с некоторой плотностью. Для их обозначения и был введен термин распределение ощущений.

***

Смысловая трактовка объектов внутренней территории – ощущений, эмоций и ментальных структур – обозначается как картина мира. Та часть картины мира, которая одинаково воспринимается большинством людей, будет обозначаться как разделяемая реальность. Другая часть картины мира базируется на определенных внутренних, иногда глубоко личных постулатах и принципах, образуя индивидуальную реальность. Для обозначения этих постулатов и принципов мы будем использовать термин внутренняя аксиоматика.

Например такие объекты, как «дерево», «животное», «строение»,… одинаково воспринимаются разными людьмииотносятся к разделяемойреальности.Однако утверждения о качествах этих объектов относятся к внутренней территориии зависят от типа внутренней аксиоматики. Любое дерево может выглядеть красивым для одного человека и некрасивым для другого. Строение может казаться высоким для одного человека и низким – для другого. Таким образом, понятия «красивое» дерево, «опасное» животное, «высокое» строение относятся к индивидуальной реальности.

***

Каждый раз, переживая внешние события, аспекты человеческих отношений, успехи, поражения и т.п., мы оказываемся в пространстве внутренней территории. Наблюдая за собой в момент переживания сложных явлений внешней территории, можно осознать это переживание как ощущения, которые располагаются где-то «глубоко внутри», но не в физическом теле. Это «глубоко внутри» и представляет собой пространствовнутренней территории. Это пространство безгранично. Чтобы осознавать его более отчетливо, можно создать визуальные образы хорошо знакомых предметов или близких людей. То и другое вызывает сильный чувственный отклик, принадлежащий пространств у внутренней территории.

Итак,пространствовнутренней территорииможет восприниматься как безграничное и многомерное, включает в себя чувственные и ментальные объекты разного масштаба и имеет центр в глубине физического тела. Ощущения разной плотности заполняют это пространство.  Каждому фрагменту внешней территории соответствует определенная область внутреннего пространства.

Вопрос о местонахождении этого пространствадовольно сложен. Интуитивно оно может восприниматься так, будто одновременно находится и внутри и за пределами физического тела, но не совпадает с физическим трехмерным пространством, к которому мы привыкли. Такие эффекты восприятия связаны с многомерностью пространства внутренней территориии особенностями его топологии. Позже мы обсудим эти эффекты более подробно.

***

Внешние объекты и физические законы, соответствующие разделяемой реальности также представлены во внутренней территории, но косвенно. Онисвязываются с визуальными образами и ментальными формами, звуками и тактильными ощущениями. Образы, ментальные формы и звуки можно рассматривать как вспомогательные объекты внутренней территории, неразрывносвязанные с внутренними состояниями и поддерживающие их стабильность. Это же относится и к постулатам разделяемой реальности; обычно они представлены в виде образов и ментальных форм (утверждений).

Как уже сказано, субъективно каждоевнутреннее состояниеможет восприниматься как некоторое переживание внутри или вне физического тела. Например, ощущения, сопровождающие яркую эмоцию, всегда переживаются внутри физического тела.

Однако более тонкие ощущения, которые сопровождают мысль или действие, могут переживаться за пределами физического тела, хотя и остаются в пространстве внутренней территории. В обыденной жизни они оцениваются как «смутные», слабо осознаваемые[3]. Для них будет использоваться термин внетелесные ощущения.

Каждое внетелесное ощущение имеет и телесную проекцию. При поверхностном восприятии (либо отсутствии тренированности) внетелесное ощущениеможет осознаваться как ощущение телесное. В последнем случае основное содержание ощущения ускользает от осознания. Тонкие смыслы переживания не могут быть переданы только через телесные ощущения. Чем более тонкий уровень ощущений осознается, тем большая область внетелесных ощущений оказывается в поле внимания.

Как телесные, так и внетелесные ощущения доступны восприятию каждого человека после некоторой тренировки. Здесь мы только начинаем рассматривать задачу осознавания и освоениявнутренней территории.[4]

Первый шаг этого процесса состоит в способности произвольно менять масштаб осознания внутренней территории, что субъективно переживается как ощущение изменения ее границ, глубины, количества доступных измерений и других параметров пространствавнутренней территории. В дальнейшем для характеристики этих качеств будет использоваться термин «слои внутренней территории», а их изменение будет представлено как «движение внимания по слоям внутренней территории», подробнее см. главы 17.2 и 25.6 .

Из сказанного следует, что внутренние состояния обладают разной степенью доступности;  многие из них легко осознаются и достигаются, другие – труднодостижимы. В частности, некоторые из «желаемых» и «уместных» состояний попадают в разряд недоступных или труднодоступных; например состояние уверенности и твердости в моменты жестких переговоров или трудного выбора. Недоступность этих состояний обусловлена особыми энергетическими образованиями, заполняющими пространство внутренней территории.

В отсутствии «желаемых» и «уместных» состояний человек теряет способность действовать, испытывает растерянность или страх, причем этот процесс не осознается или слабо осознается.

Именно недоступность некоторых «желаемых» состояний рассматривается в нашем подходе как источник проблем, с которыми сталкивается человек. Для того, чтобы обеспечить доступ к таким «желаемым», но не доступным состояниям, необходимо определенным образом «переоборудовать» внутреннюю территорию. В нашем подходе это достигается с помощью специальных медитационных практик, изменяющих стабильные энергетические образования.

Изменения во внутренней территории и доступ к «желаемым» состояниям можно получить с помощью активных действий во внешней территории. Например, состояние уверенности или радости и вдохновения может возникать в результате успешных внешних действий. Именно такая стратегия обычно используются в современном социуме: «желаемые» внутренние состояниясоздаются или изменяются через внешние усилия и внешнюю деятельность.

В отличие от этого, в нашем подходе «желаемые» внутренние состояниядостигаются в процессе медитаций, которые выполняются до начала внешних действий. Каждая медитация осуществляется с помощью трансформационных техник. В результате такого подхода внешняя деятельность оказывается существенно более успешной, а участие во внешних проектах превращается в продолжение медитационных процессов во внутренней территории.

Такая стратегия обеспечивает максимальную эффективность внешних действий: каждое из них осуществляется из особого ресурсного состояния(мы будем называть его состоянием силы), подготовленного в медитациях. Более подробно эта стратегия обсуждается во второй части книги. 

3. Внутренняя энергия.

Как уже сказано, основной причиной любой проблемы является недоступность ресурсных внутренних состояний. Эти состояниянеобходимы для успешных действий во внешней территории.

Недоступность таких внутренних состояний возникает в контекстах непосредственного взаимодействия человека с объектами внешней территории, либо в процессах мышления, т. е. взаимодействия с постулатами и принципами внутренней аксиоматики.

В связи с этим нас будет интересовать только взаимодействие объектов внутренней территории с объектами внешней территории (т.е. человека с внешним миром), либо взаимодействие объектов внутренней территории между собой (т.е. человека с самим собой). Оба типа взаимодействий воспринимаются чувственно и не могут быть измерены.

Третий тип взаимодействий – объектов внешней территории между собой – не представляет интереса в рамках наших задач и не будет здесь рассматриваться. Он изучается академической наукой.

Первый и второй типы взаимодействий характеризуются категорией внутренняя энергия. В китайской традиции рассматривают три вида внутренней энергии: ци, инь, ян.

***

Нас будет интересовать не столько природа внутренней энергии(т.е. чем она является), сколько способ ее наблюдения.Чем бы она ни являлась, субъективно она может восприниматься  как множество  ощущений, заполняющих пространство внутренней территории. Тогда движение внутреннейэнергии, ее перераспределение и трансформация могут восприниматься как движение, перераспределение и трансформация ощущений. Плотность ощущений воспринимается как плотность энергии, араспределение ощущений – как энергетическое распределение. Таким образом, каждое внутреннее состояние представляет собой некоторое энергетическое распределение, а эволюция внутреннего состояния связана с перераспределением энергии во внутренней территории.

Энергетическим языком, т.е. как движение и эволюция энергетических потоков, могут быть выражены все объекты и явления внутренней территорииЛюбое переживание, действие или мысль сопровождаются движением энергии, осознаваемой как комплекс разных по силе ощущений.

Подчеркнем, что понятие «внутренняя энергия» не сводится к понятию «ощущение»; она характеризует разные типы взаимодействий внутренних и внешних объектов. Некоторые люди могут воспринимать ее как плотную субстанцию. Но для нас является важным только чувственное восприятие внутренней энергии. Такое восприятие наиболее удобно в контексте наших задач, и только оно будет нас интересовать в дальнейшем.

***

Внутренняя энергия может восприниматься также в виде потоков или скоплений тонкой субстанции, окрашенной в тот или иной цвет. Такой способ восприятия внутренней энергии возможен, но не обязателен. Скорее его следует рассматривать как вспомогательный прием, облегчающий восприятие. Он удобен для тех, кто имеет склонность к визуализации ощущений.

Чувственное восприятие внутренней энергии как субстанции подобно чувственному восприятию тепловой энергии. Субъективно тепло воспринимается как субстанция, которая может накапливаться и передаваться из одной части системыв другую. Количество этой субстанции (т. е. тепловой энергии) можно не только субъективно чувствовать, но и объективно измерять. В действительности, однако, она не является субстанцией. В современной физике тепловая энергия определяется как средняя кинетическая энергия (энергия движения) молекул вещества. Количество этой энергии может возрастать или убывать в зависимости от средней скорости молекул; последняя возрастает при нагревании вещества и уменьшается при охлаждении. Изменить количество тепла в системе означает изменить среднюю кинетическую энергию (т. е. среднюю скорость) составляющих ее элементов. Таким образом, представление тепловой энергиив виде потоковсубстанцииявляется общепринятой иллюзией, облегчающей восприятие.

Аналогично, представляя внутреннюю энергию в виде независимой субстанции и ее потоков,  мы подразумеваем всего лишь удобный способ описания коллективных взаимодействий отдельных элементов, расположенных во внутренней территории. Как уже сказано, нас интересует возможность наблюдения (чувствования) энергии, а не то, чем она является «в действительности» (последнее относится к области непознаваемого).

***

Для описания явлений и задач внутренней территории удобно использовать категории дух и материя. Каждую проблему, с которой сталкивается человек, можно отнести либо к области духа либо к области материи. Рассмотрим эти категории более подробно.

[1]Окончательный переход на каждый новый уровень может сопровождаться кризисом – как социальным, так и экономическими; иногда это может быть серия кризисов.

[2]В китайской традиции об этом говорят как о разделении энергии на две компоненты – Ян и Инь. Их взаимодействие рождает новое качество – энергию Ци.

[3]Об этом говорят обычно как о «создавшейся атмосфере», о том, что «витает в воздухе», и т.д.

[4]Необходимые для этого техники будут приведены в главе 7.

 

Ближайшие тренинги

Модуль I. Особенности внутренней территории – ловушки и возможности

18-21 апреля Новосибирск, Центр практик Марка Пальчика Подробнее

ЖИЗНЬ КАК ТРЕНИНГ. динамическая группа

24-28 апреля Новосибирск, Центр практик Марка Пальчика Подробнее

Развитие навыков стрессоустойчивости (БОЧКИ)

2-5 мая Новосибирск, Центр практик Марка Пальчика Подробнее

Второй модуль тренерского курса

11-14 мая Новосибирск, Центр практик Марка Пальчика Подробнее

Модуль III. Конфликты и партнерство в бизнесе

23-26 мая Москва Подробнее

Модуль IV. Развитие навыков стрессоустойчивости (Бочки)

7-10 июня Новосибирск, Центр практик Марка Пальчика Подробнее

Модуль IV. Развитие навыков стрессоустойчивости (Бочки)

13-16 июня Новосибирск, Центр практик Марка Пальчика Подробнее

Модуль IV. Решение наиболее гоубоких проблем (Бочки) Данный модуль проходит в НОВОСИБИРСКЕ

11-14 июля Москва Подробнее

Развитие навыков стрессоустойчивости (БОЧКИ)

18-21 июля Новосибирск, Центр практик Марка Пальчика Подробнее

Слет практикующих на Алтае

25-31 июля Белокуриха Подробнее

Третий модуль тренерского курса

3-6 августа Новосибирск, Центр практик Марка Пальчика Подробнее

Модуль V. Лидерство. Скрытые мотивы и ограничивающие убеждения

10-13 августа Новосибирск, Центр практик Марка Пальчика Подробнее

Модуль V. Лидерство. Мотивы и ограничения лидера

16-19 августа Москва Подробнее

Тренинг про Любовь

22-25 августа Новосибирск, Центр практик Марка Пальчика Подробнее

Развитие навыков стрессоустойчивости (БОЧКИ)

12-15 сентября Новосибирск, Центр практик Марка Пальчика Подробнее

Модуль VI. Энергия денег и денежные потоки

28 сентября - 1 октября Новосибирск, Центр практик Марка Пальчика Подробнее

Модуль VI. Взаимодействие с денежным потоком

3-6 октября Москва Подробнее

Развитие навыков стрессоустойчивости (БОЧКИ)

31 октября - 3 ноября Новосибирск, Центр практик Марка Пальчика Подробнее

Четвертый модуль тренерского курса

7-10 ноября Новосибирск, Центр практик Марка Пальчика Подробнее

Развитие навыков стрессоустойчивости (БОЧКИ)

21-24 ноября Новосибирск, Центр практик Марка Пальчика Подробнее

Модуль VII. Высшие уровни лидерства. Индивидуальные символы и миссия

28 ноября - 1 декабря Новосибирск, Центр практик Марка Пальчика Подробнее

Модуль VII. Высшие уровни лидерства

5-8 декабря Москва Подробнее