Центр бизнес-
консультирования
и образования
Москва
+7(916) 592-23-89

Новосибирск
+7 913 378-11-66 contact@altway.ru

Обучение

Современные медитации

Модуль VIII. Системное мышление

Долгосрочная программа обучения «Практики развития внутренней силы» («Бизнес как духовный путь»). Модуль VIII.

Подавляющее большинство современных людей воспитаны в стиле линейного мышления, на котором основаны многие разделы классической (доквантовой) науки и современные методы анализа бизнеса. Главной задачей линейного мышления является анализ причинно-следственных связей и создание пошаговых технологий и инструкций. Линейное мышление связано с чрезмерным развитием формальной логики в ущерб спонтанности мышления.

В настоящее время на смену линейному идет системное мышление. Оно характеризуется отсутствием причинно-следственных связей и выходит за пределы пошаговых технологий, являясь одновременно интеллектуальным и интуитивным. Для его развития необходимы два типа внимания, периферийное (“женское”) и центральное (“мужское”).

Системное мышление представляет собой особым образом организованное взаимодействие двух стилей мышления. Один из них, более архаичный, основан на женском (расфокусированном) внимании. Оно обеспечивает более эмоциональное и чувственное восприятие мира и реагирует на все важные его проявления. Этому стилю мышления свойственны спонтанность, непредсказуемость, отсутствие внешней логики. Другой стиль мышления основан на мужском внимании (концентрации). Этот стиль представляет собой современное интеллектуальное мышление, которое позволяет принимать ответственные решения и осуществлять их безотносительно к проявлениям внешнего мира. Эти два стиля представляют собой иньскую и янскую части процесса системного мышления. Первому стилю соответствует описание в терминах внутренних состояний (состояний сознания). Второму стилю соответствует описание в терминах целей, результатов и пошаговых технологий.

Первый стиль – иньский – имеет следующее преимущество. Он обеспечивает спонтанное следование событийным потокам (без ясного осознания происходящего) и большую чувствительность. Это дает высокий уровень встроенности в мир, ощущение опоры и стабильности. При таком стиле мышления изменения в жизни могут происходить, но крайне медленно.

Второй стиль мышления – янский – дает силу отстаивать свои решения и склонность и способность создавать изменения, иногда в ущерб стабильности. Это подразумевает высокий уровень осознания себя и своих действий и полную ответственность за них. Этот стиль был мало распространен в прежние времена, когда собственные решения приписывались высшей силе (Богу) и, следовательно, не подразумевали личной ответственности. Человеку не нужно было выбирать путь – традиция вела его.

Системное мышление только формируется для социума в целом и не является общедоступным. Это создает определенную трудность для каждого современного человека: он, как правило, имеет склонность либо к первому, либо ко второму стилю мышления, в то время как искусство системного мышления состоит в гармоничном объединении этих двух стилей.

В реальных ситуациях системное мышление становится частью системного подхода к управлению, будь то управление бизнесом или командой, управление семьей или самим собой. Взаимодействие двух стилей мышления в этом процессе становится источником нового знания и новых решений.

Таким образом, системное мышление можно рассматривать как искусство порождения информации в замкнутой системе человек-среда. Под средой понимается та часть системы, которой мы хотели бы управлять. В индивидуальном восприятии среда может быть представлена внешним миром и его знаками или собственным подсознанием человека.

Примером системы в бизнесе является система лидер-команда. Здесь можно говорить о системном мышлении лидера и системном подходе к управлению командой. Другие примеры систем – дух-тело, человек-семья, родитель-ребенок и т.д. В этих примерах роль среды играют тело, семья, ребенок.

Итак, в случае линейного мышления информация передается от среды к человеку или обратно. В системном же подходе информация (как новое знание) возникает в процессе взаимодействия частей системы, т.е. человека и среды. Человек, владеющий системным мышлением, способен создавать собственные технологии решения проблем – порождать собственное знание – вместо того, чтобы изучать общепринятые способы их решения, т.е. получать знание из внешнего мира. Настоящее творчество и подлинное лидерство возможны только для тех, кто владеет этим искусством.

Для обучения такому способу мышления мы используем авторскую модель его описания, основанную на идеях современной квантовой физики (описание системы классический прибор – квантовый объект; с прибором связаны категории цель и результат, с квантовым объектом – категория квантовые состояния). Использование этой модели дает особые преимущества в процессе обучения системному мышлению и системному подходу к управлению.

Основные темы семинара:

 

Интуитивное освоение системного мышления.

 

  1. Системное мышление как искусство задавать «правильные» вопросы. Знаки внешнего мира как источник ответов и эволюции вопросов.
  2. События деловой и личной жизни как знаки. Конфликты, симптомы и болезни как знаки.
  3. Навыки работы со знаками. Как точно сформулировать задачу, опираясь на знаки.
  4. Использование линий времени для распознавания знаков и порождения решений.
  5. Два типа линии времени (иньская и янская) как две части системного восприятия. Техника объединения двух типов линии времени – путь к целостности и системному мышлению.
  6. Стратегия восстановления целостности восприятия и системное мышление. Исчезновение времени в целостной системе.

Технологическое освоение системного мышления.

  1. Системное мышление в древности и в современной науке. Роль интеллекта и эмоциональных состояний в системном мышлении. Внешняя и внутренняя территория человека.
  2. Современная квантовая теория как модель системного мышления.
  3. Эмоциональные состояния как объекты внутренней территории.
  4. Эмоциональные конфликты. Конфликт как системный кризис (реакция на нестабильность внешней среды).
  5. Выслеживание себя через конфликтные отношения. Поведение партнера как источник знаков.
    Выслеживание партнера.
  6. Системный подход к управлению конфликтом.
  7. Конфликт как послание системы самой себе. Смысл конфликта. Конфликт как указатель направления

Ближайшие тренинги