Центр бизнес-
консультирования
и образования

Медиатека

06 Август 2014 Марк Пальчик

Трансперсональные переживания в условиях жесткого физического стресса и новый метод их интеграции.

1.     Цели и задачи статьи.
2.     Изначальные стереотипы личной силы и их эволюция.
3.     Предпосылки блокировки и искажений изначальных стереотипов.
4.     Дальнейшая эволюция искажений изначальных стереотипов.
5.     Освобождение изначальных стереотипов от искажений.
6.    Технология освобождения изначальных стереотипов.
7.    Освобождение изначальных стереотипов в условиях стресса как новый способ переобучения.
8.  Исцеление как дополнительный эффект освобождения изначальных стереотипов.

 

1.        Цели и задачи статьи.

Мы хотим обсудить новые возможности доступа к трансперсональным переживаниям с помощью определенных видов оправданного с медицинской точки зрения физического стресса, возникающего в процессе телесных практик. В некоторых случаях это оказывается предпочтительнее, чем общепринятые способы, основанные на применении интенсивного дыхания или медикаментозных средств. В ряде тренингов мы использовали для этого жесткий массаж с растяжками или парофитосауну, представляющую собой кедровую бочку, в которую подается травяной пароконцентрат, разогретый до максимально допустимой температуры.

Еще одна цель этой статьи — обсудить некоторые структурные и эволюционные особенности трансперсональных переживаний, а также новый способ их интеграции, основанный на целенаправленных внутренних действиях. Для этого мы будем использовать особую медитацию (в статье /6/ она названа синхронной), которая, в частности, включает одновременную концентрацию на телесных ощущениях и соответствующих визуальных и эмоциональных проявлениях трансперсональных переживаний. Каждому трансперсональному переживанию в нашем подходе сопоставляется (по особым правилам) определенный фрагмент негативного опыта обыденной жизни, который также интегрируется в этом процессе.

В данной статье подробно описан процесс создания, выслеживания и интеграции трансперсональных состояний и связанного с ними негативного опыта в условиях парофитосауны. Аналогичную работу можно проделывать и в других условиях тренировочного физического стресса, например, как мы уже упоминали, используя жесткий массаж с растяжками. Длительная фиксация тела в положении максимально допустимого дискомфорта дает возможность практикующему, владеющему синхронной медитацией, эффективно находить и трансформировать все более и более глубокие негативные переживания, в том числе (и по большей части) трансперсональные и, после некоторой тренировки, научиться достигать состояния психического и физического комфорта раньше, чем фиксация тела будет ослаблена. Более подробное описание этого метода мы дадим в другой статье.

Оба приема используются нами в цикле тренингов «Практики развития личной силы» и приносят практикующим заметные достижения в области физической и психической выносливости, а также выводят на качественно новый уровень эффективности в решении реальных жизненных задач.

В этих тренингах ставится задача выслеживания и интеграции наиболее глубинных деструктивных стереотипов. Такие стереотипы присутствуют у каждого человека и определяют ту грань, начиная с которой сложная ситуация воспринимается им как стрессовая. Источником этих стереотипов являются определенные аспекты личной силы человека (изначальные стереотипы, см. ниже). Будучи проявлены в самом раннем возрасте или даже в родовом и предродовом периоде, эти стереотипы уникальны, изначально полезны и естественны для каждого человека, но в процессе ранних переживаний, адаптации ребенка к миру, а затем и социальной адаптации они обрастают искажениями (страхами, запретами, отчаянием и т.д.), проявляются в последующей жизни как деструктивные и становятся источником многих проблем и заболеваний.

2. Изначальные стереотипы личной силы и их эволюция.

Введем понятие изначальных стереотипов личной силы. Их можно рассматривать как зародыши будущих уникальных склонностей и талантов человека (подробнее см. ниже).

В психологии и родственных ей дисциплинах существует множество классификаций и описаний таких стереотипов. В частности, один из вариантов такого описания, развивающий идею известной классификации Э.Баха,  приводится в статье /3/.

Согласно многочисленным исследованиям (например, /4/, /9/, /10/), изначальные стереотипы в их естественной форме можно рассматривать как свободное (хотя еще и незрелое) проявление некоего изначального состояния /4/, которое по определению является духовно ресурсным и целостным, складываясь при этом из многочисленных индивидуальных качеств, свойственных  субличностям /1/(иначе – наследственным программам /5/) человека. Достаточно точное описание основных субличностей (наследственных программ) можно получить из натальной карты человека, трактуемой современными исследователями как удобочитаемый текст, гомологичный энергиям, изначально присутствующим в человеке /5/. Субличности связаны определенной иерархией отношений; некоторые из них получают выделенную роль. Вследствие этого каждый человек имеет изначально заданный набор уникальных особенностей, которые будут в дальнейшем определять его склонности и способности. Это может быть потенциально высокий уровень активности, или склонность оказывать поддержку, чувствуя себя  лидером, или способность создавать благоприятную эмоциональную атмосферу, или стремление к порядку и систематизации, которым так удивляют некоторые дети, или что-либо другое. Каждая субличность потенциально компетентна в определенном наборе контекстов. Индивидуальное развитие каждой субличности подразумевает, во-первых, развитие способности отличать «свои» контексты от «чужих», и во-вторых, достижение мастерства в «своих» контекстах. Поведенческие проблемы возникают, главным образом, от перепутывания контекстов (нарушение первого условия), когда одна из субличностей перехватыает управление и начинает активно действовать на «чужой» территории. В этом случае развиваются манипуляции и игры, которых человек не осознает (см. примеры в следующем разделе). Другой вид поведенческих пролем связан с недостаточно развитой способностью отдельных субличностей адекватно действовать в собственных контекстах.

Таким образом, сложность и степень зрелости личности в целом и ее внутренних и внешних взаимоотношений зависит от степени зрелости субличностей и степени их интегрированности между собой. Для облегчения выслеживания эволюционных проблем субличностей и их трансформации также удобно использовать натальную карту, которая является вероятностной картой как расколов, к которым предрасположена каждая субличность, так и потенциальной направленности личной силы в том случае, если эти расколы будут интегрированы.

Эволюция, которую каждая из субличностей проходит в течение жизни человека, представляет собой последовательное проживание четырех БПМ, описанных С. Грофом. Проживание первой матрицы – это эпоха проявления изначальных стереотипов, в которых выражается духовный потенциал человека в его зачаточной, незрелой форме (уровень детской спонтанности). Вторая матрица – это эпоха формирования защитных искажений изначальных стереотипов в результате жесткого внешнего прессинга (в процессе биологической и социальной адаптации, подробнее см. ниже). Третья матрица проживается первоначально в попытках активно отстаивать себя, а затем, в случае включения осознанности, в той или иной форме работы по интеграции расколов. Четвертая матрица – это эпоха творческой деятельности интегрированной субличности, где ее изначальные стереотипы, частично проявленные до этого в эпоху первой матрицы, реализуют себя, уже будучи очищены от искажений и выращены до состояния зрелости. Технология, которой посвящена данная статья, является серьезной помощью в проживании третьей и, отчасти, четвертой матриц.

3. Предпосылки блокировки и искажений изначальных стереотипов.

Каждый человек от рождения имеет запас энергии, необходимый для реализации своих талантов, и в начале жизни будет проявлять такую энергию в социально неприемлемой форме. Более того, он постарается воспользоваться этой энергией, чтобы компенсировать свою несостоятельность, (естественную для раннего возраста) в других контекстах или привлечь к себе внимание окружающих.

Рассмотрим в качестве примера врожденную активность и независимость. Постоянный соблазн использовать их для вышеуказанных целей рождает неадекватные действия. Тогда обязательно найдутся люди и силы, которые постараются остановить такого ребенка, что заканчивается для него переживанием стресса и сопровождается формированием устойчивых страхов. В результате ребенок обязательно научится блокировать «лишнюю» энергию, станет смирным, — и изначально присущее ему поведение будет сильно искажаться («корректироваться») страхом.

Рассмотрим другой пример. Предположим, что человек обладает врожденной склонностью охранять и опекать окружающих. Так как это социально приветствуется, то неизбежно разовьется склонность использовать такой талант, чтобы привлечь похвалу и симпатию людей, что, в свою очередь, непременно приведет к чрезмерности, навязчивости, чувству собственной важности и другим поведенческим искажениям. Со временем на этой почве развиваются манипулятивные стереотипы и игры («я только стараюсь вам помочь», «люди неблагодарны» /2/ и т.д.). Такому человеку будет казаться, что жизнь полна несправедливости…

Таким образом, каждый человек неизбежно обзаведется тем или иным индивидуальным пакетом искажающих восприятие и поведение страхов, в какой бы среде он ни развивался. Эти страхи будут проявлены более жестко или мягко, но они обязательно будут — как необходимое условие первичной социальной адаптации. Они накладываются как временное ограничение на использование силы, которую нельзя отдавать в руки ребенка. Необходимо сохранить от него его собственную силу до тех пор, пока он не вырастет и не научится использовать ее осознанно и по назначению.

4. Дальнейшая эволюция искажений изначальных стереотипов.

Любое искажение изначального стереотипа – проявляется ли оно в поведении, мышлении, эмоциональном реагировании или симптоме болезни, формируется в течение длительного периода и является в этот период в каком-то смысле спасительным для человека. В зависимости от своей предрасположенности, ребенок ощущает либо недостаток внимания взрослых и пугается ощущения собственной ненужности и покинутости, либо  чрезмерное внимание, которое переживает как давление и агрессивную опеку. В обоих случаях у него формируется стереотип защиты в форме уныния, плаксивости, капризов, протеста – вплоть до некоторых видов заболеваний или привычки попадать в серьезные неприятности. Это спасает его от злоупотребления той силой, которой он потенциально владеет.

Год за годом используя какой-либо из этих (уже искаженных, ставших деструктивными) стереотипов, человек как бы тренируется в нем, оттачивая его и делая  более стабильным, и начинает воспринимать его как единственно возможное поведение (ибо «это на самом деле так» и «такова жизнь»). Естественно, что все это происходит, минуя сознание. Довольно быстро формируется и телесное проявление этого стереотипа в форме хронических мышечных спазмов, дискомфортных или болезненных ощущений либо периодически повторяющихся обострений хронических заболеваний. В этом процессе человеком движет страх.

Механизм создания таких защит лежит в основе социальной адаптации, поэтому в каком-то смысле страх является другом – до тех пор, пока человек не научится осознанно управлять своей активностью – уже в зрелом возрасте, как уже упоминалось. К этому моменту страх превращается во врага, и заболевания, источником которых он является, больше не защищают человека от трудностей жизни и от собственной силы, а всерьез останавливают его  движение.

Теперь изначальные стереотипы должны быть освобождены от многочисленных страхов и последствий прежних стрессовых воздействий, и это единственный способ существенно повысить жизненную стойкость, силу и стрессоустойчивость организма, не нарушая уникальных законов его развития. На этой фазе личной эволюции человек обязан вернуться к детским переживаниям и отменить ранние бессознательно принятые решения (освободить изначальные стереотипы), а затем добиться того, чтобы каждая субличность достигла зрелости, соответствующей его реальному возрасту и стоящим перед ним задачам.

5. Освобождение изначальных стереотипов от искажений.

В традиции механизмом освобождения от ранних страхов и зависимостей являются возрастные инициации и ритуалы, а также разные виды телесных практик; в современном обществе такой механизм утрачен.

Сложность освобождения для современного человека обусловлена, во-первых, тем, что все искажения надежно вытеснены и для их обнаружения требуется владение тонкими техниками выслеживания, а во-вторых, тем, что в искажение данного стереотипа уже вложена гигантская энергия – так, что врожденные ресурсы (изначальные стереотипы) блокируются не только в тонком плане, на уровне картины мира и убеждений, но и на уровне физического тела. Телесные структуры особенно энергоемки. Они как формируются, так и трансформируются медленно и трудно. Поэтому в терапевтической практике необходим столь же мощный источник энергии для отмены запрета — только после этого человек будет способен проявлять в жизни тот уровень силы, который для него естественен по его предназначению. Таким источником могут служить разные виды жесткого физического стресса, позволяющие активизировать связанную в блоках энергию.

Важно, что при этом терапевтическое воздействие (жар или растяжки) субъективно воспринимается как жесткое именно потому, что запускает память о пережитых ранее стрессах, вытесненную в телесные блоки. Оно является стрессовым лишь до тех пор, пока в теле существует эта память, и после ее трансформации воспринимается как вполне переносимое и эмоционально нейтральное – так же, как и сама память о пережитых стрессах. Можно говорить о том, что при данном подходе реализуется не энергия жара или другого дискомфорта, а энергия собственного негативного опыта, энергия сильнейших в жизни переживаний, а лабораторный дискомфорт – лишь средство, помогающее получить к ним доступ.

Снятие телесных блоков высвобождает огромную энергию. Нельзя дать этой энергии рассеяться, как это происходит во многих телено-ориентированных подходах. Необходимо с большой точностью направить эту энергию на трансформацию соответствующих фрагментов картины мира. Именно эта цель достигается с помощью синхронной медитации, где трансформация картины мира осуществляется синхронно с телесной разблокировкой.

Здесь важен принцип, являющийся сутью системного подхода к личности: нельзя изменить поведенческий стереотип, не освободившись от его телесного аналога, и наоборот – нельзя избавиться от телесного дискомфорта или симптомов болезни, пока не изменились соответствующие стереотипы поведения и мышления.

Для того, чтобы каждому телесному стереотипу однозначно сопоставить поведенческий стереотип (или наоборот), мы используем одну из техник выслеживания, которая описана в статье  /7/.

Каждая сессия работы в фитосауне требует владения двумя типами навыков и технологий: 1) навыка выслеживания состояний, соответствующих поведенческому стереотипу и 2) навыка и технологий трансформации энергии этих состояний.

Первый тип включает технологию выслеживания глубинных страхов и ограничивающих стереотипов (на уровне эмоций, убеждений и мотивов поведения), а также выяснение, как они представлены в теле и ощущениях, и как они формировались в течение жизни (т.е. осознание ключевых эпизодов).

Второй тип включает энергетическую работу с этими эпизодами, приводящую к трансформации соответствующих стереотипов – как телесных и эмоциональных, так и поведенческих. В результате картина мира корректируется, поведенческие стереотипы становятся более адекватными и эффективными, исчезают страхи, а тело становится более здоровым (исчезают телесные блоки и конкретные симптомы болезни).

Следует отметить, что вся описанная выше практика имеет дело с тремя категориями страха: (1) социальные страхи, приобретенные в течение сознательной жизни, (2) детские страхи, приобретенные в первые месяцы и годы жизни, и (3) самые сильные и плохо осознаваемые страхи, усвоенные до момента рождения, во внутриутробном периоде (их мы будем называть «страхи, принесенные с собой»). Эти трансперсональные страхи, как правило, почти не осознаются, т.к. человек привык жить с ними с первых моментов своего появления на свет, и они воспринимаются как объективная реальность, свойственная этому миру.

Страхи третьего типа (трансперсональные) являются самыми энергоемкими, и их трансформация дает самые интересные практические результаты. Она может рассматриваться как модификация практики стирания личной истории (см., например, /6/). Обучение методам трансформации страхов третьего типа является одной из основных задач  тренинга.

6. Телесно-энергетический механизм искажений изначальных стереотипов и технология их освобождения.

Обычно (в реальном событийном потоке) стресс развивается по следующему сценарию. Воздействие среды и внешних событий, или чрезмерная скорость внешних изменений требуют от человека большой скорости реагирования, на которую он оказывается неспособным. Это создает сильное внутреннее напряжение, сопровождаемое также напряжением эмоциональным и мышечным. При наличии неосознаваемых страхов (связанных с  упомянутыми выше искажениями изначальных стереотипов) возникает повышенный мышечный тонус. Это явление мы назовем временным «закрытием тела», или «закрытием чакры» (одной или нескольких). Буквально мы понимаем под этим возникновение повышенного тонуса мышечного панциря в области данной чакры и вытекающее из этого снижение телесной восприимчивости в этой области. Удобно рассматривать это как появление энергетического блока. Субъективно это воспринимается как «нехватка энергии» определенного типа и обычно сопровождается неадекватной эмоциональной реакцией и интенсивным внутренним диалогом, что резко снижает скорость и точность принятия решений или поведенческой реакции. В результате ситуация начинает восприниматься как еще более сложная. Это, в свою очередь, создает еще большее внутреннее напряжение, а также напряжение эмоциональное, мышечное и т.д. – круг замыкается, и такой процесс продолжается до тех пор, пока человек не начнет воспринимать ситуацию как стрессовую или вовсе тупиковую — и переживать в связи с этим состояния безнадежности, отчаяния и т.п. У человека нет энергии[8] для ее точного восприятия и адекватного реагирования. Энергетически эти эмоциональные состояния всегда связаны с временным «закрытием» одной или нескольких чакр. 

Описанный выше процесс развития стресса моделируется с помощью воздействия парофитосауны и специальных техник работы с образами (см. ниже). В результате активизируются все индивидуальные стереотипы неадекватного внутреннего поведения (ведущего к «закрытию» чакр). Они свойственны данному человеку и в любой другой критической ситуации, поскольку их источником являются искажения изначальных стереотипов, действие которых распространяется на все жизненные контексты (включая парофитосауну). Итак, в предлагаемом описании процесс развития любого стресса  заключается в определенной последовательности и интенсивности «закрытия чакр» (телесных уровней). Эта последовательность представляет собой индивидуальную стратегию реагирования на сложную  ситуацию.

В таких ситуациях человек строго определенным, привычным для себя (но неосознаваемым) способом приходит в перечисленные выше эмоциональные состояния стресса, внутреннего тупика, отчаяния, потери веры в себя и т.п. Это и есть проявления искажений изначальных стереотипов. Из сказанного выше вытекает простая техника работы по ликвидации таких искажений. Все, что необходимо сделать, это научиться «открывать чакры» в стрессовых ситуациях («идти навстречу страху»). Как правило, для этого требуется несколько сессий, в которых стресс моделируется обновременным воздействием парофитосауны и специальной работы с образами. В результате  обучающиеся осваивают такое внутреннее поведение, при котором все чакры остаются «открытыми» даже при наличии сильного внешнего воздействия, способного вызвать стресс. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что сама процедура фитопаровоздействия становится легко переносимой.

Важно, что в реальной ситуации учебного стресса, который переживает участник в каждой сессии, легко вспоминаются (выслеживаются) все драматические эпизоды жизни, энергетически родственные состоянию, актуализованному жаром парофитосауны. При этом удается выследить не только наиболее ранние жизненные впечатления, включая, может быть, первые месяцы жизни, но даже некоторые состояния, пережитые во внутриутробном периоде. Каждый участник может получить доступ к трансперсональным переживаниям, и работать в режиме перепросмотра со страхами, «принесенными с собой» (практика стирания личной истории).

Вводя понятия «раскрыть тело», или «раскрыть чакры», мы понимаем под этим определенный набор технических шагов, которые приводят к максимально возможной релаксации определенных групп мышц и сопровождаются появлением интенсивных энергетических потоков. Эти шаги представляют собой фрагмент техники «трансформации эмоциональных потоков». Приведем здесь полную версию техники (см. также статью /8/).

1.  Выбрать точку, которую необходимо «раскрыть» (точку, где есть боль, напряжение или любое другое дискомфортное ощущение, вызванное жаром; если поставлена цель раскрыть чакру, выбирается вся зона тела, прилежащая к проекции данной чакры на тело).

2.     Найти несколько недавних, все еще актуальных эпизодов или мыслей, на которые откликается выбранный дискомфорт. Используя практику выслеживания (см. ниже), найти соответствующие событийные ряды, уходящие как можно дальше в прошлое.

3.     Расслабить мышцы в зоне дискомфорта. Концентрируясь на расслаблении этих мышц, одновременно расфокусировать внимание вокруг них, по всей прилегающей к ним области.

4.  Сохраняя расфокусированное внимание в этой области, использовать теперь центральное внимание, чтобы создать ощущение, как будто тело раскрывается в самом центре дискомфорта. Направить концентрацию на расслабление мышцы в центральной точке дискомфорта и создать ощущение, как если бы эта точка раскрывалась все больше и больше (примерно так, как в старых фотоаппаратах раскрывается диафрагма). Некоторым удобнее представить и ощутить, что поверхность тела в этом месте принимает форму воронки, направленной узким концом вглубь тела и проникающей до самого центра болезненного ощущения.

5.    Направить острие концентрации вглубь ощущения дискомфорта, продолжая раскрывать, раздвигать тело в этой точке. Одновременно создавать ощущение, как если бы какой-то поток выходил из центра боли.

6.     Задать себе вопрос: какого цвета этот поток? Как правило, этот поток имеет неприятные темные или грязно-серые тона. Тем, кто затрудняется увидеть цвет, следует направить все свое внимание на ощущение выхода потока из центра боли.

7.     Сделать все, чтобы поток оставался стабильным, или даже усилился. Для этого можно еще более расслабить мышцы, раскрыть тело и проникнуть глубже внутрь боли. При этом боль может немного усилиться. Если это так, вы получили знак, что действуете в верном направлении.

8.     По достижении стабилизации потока всю концентрацию направить на его цвет и движение, а периферийное внимание распределить по всей области боли и за ее пределами. Поддерживать это состояние в течение некоторого времени. Постепенно поток становится более светлым и слабым.

9.  Теперь необходимо поместить в поле зрения один из найденных ранее (выслеженных) образов, символизирующих реальные эпизоды. Для этого необходимо центральное внимание направить на образ, продолжая наблюдать цвет потока и болевое ощущение периферийным вниманием. Периферийное внимание необходимо распределить  между ощущением боли, цветом потока и образом. Если все сделано правильно, поток мгновенно темнеет и/или становится более интенсивным. Боль или дискомфорт при этом могут усилиться.

10.  Концентрируясь на образе, необходимо постоянно поддерживать (или восстанавливать)  сильное переживание эмоции. Продолжая это делать в течение некоторого времени, можно заметить, что интенсивность потока постепенно начинает падать, а цвет его становится более светлым.

11.    Как только это произойдет, следует переходить к работе со следующими образами, поступая с ними так же, как в предыдущем шаге. Необходимо продолжать этот процесс, переходя от одного образа к другому, иногда возвращаясь к любому из предыдущих и проверяя, как он переживается теперь.

12.     Задача практикующего при этом – вновь и вновь возвращать эмоциональное переживание – до тех пор, пока эмоция не потускнеет. При этом и поток, несмотря на все попытки усилить эмоцию, становится все более светлым и менее интенсивным.

13.      Подчеркнем, что на этой стадии боль или дискомфорт заметно уменьшаются. Однако следует проявлять максимум скептицизма к этому результату, и стараться вновь усилить боль, делая образ более ярким и эмоционально насыщенным и продолжать этот процесс до тех пор, пока эмоция не исчезнет окончательно, а поток не станет сначала совершенно прозрачным, а потом и вовсе не закончится. К этому моменту боль полностью исчезнет, что будет означать завершение процесса.

Применение именно такой техники в условиях парофитосауны дает сильный эффект трансформации отживших стереотипов. Сауна служит своеобразным катализатором выполнения каждого следующего шага техники: единственный способ избавиться от нарастающего дискомфорта – быстро выполнить очередные шаги, ведущие к трансформации энергии. Как только это достигается, ощущение стресса исчезает, высокая температура становится легко переживаемым фактором.

Таким образом, от практикующего требуется достаточно уверенное владение техникой, чтобы пользоваться ею не только «в мирное время», но и в реальном времени физического стресса. В условиях усиливающегося дискомфорта практикующий должен настолько виртуозно управлять концентрацией и расфокусировкой, чтобы мгновенно осознать ощущение дискомфорта, вызванное жаром (боль или напряжение тела), его эмоциональную окраску, мысли и события, связанные с этой эмоцией,  направить концентрацию на инициированное процедурой переживание этих событий, и усиливать это переживание. Обычно спонтанно всплывает множество эпизодов, объединенных базовым переживанием, которое может быть как аффективным (ужас, отчаяние, обида, ненависть…), так и фоновым, часто сопровождающим быт (бессилие, безнадежность, апатия…). Концентрация на точно пойманном образе события (или его фрагменте) работает как в чжэнь-цзю-терапии мастерски поставленная игла: если создать сильную концентрацию на ключевом образе и расширить (раскрыть) тело, то возникает гигантский выброс патогенной энергии. Эмоция при этом нарастает до уровня трансперсональных переживаний, а затем интегрируется. Некоторым удается во время первой же сессии выйти на трансперсональный уровень и переживать обстоятельства рождения или метафорические эпизоды «из других воплощений». Для других людей это требует некоторой тренировки.

7. Освобождение изначальных стереотипов в условиях стресса как новый способ переобучения.

Любая стратегия поведения, естественная для данного человека, определяется уникальной комбинацией его изначальных стереотипов. Согласно изложенному в разделах 2 — 4, изначальные стереотипы искажаются «выученным» страхом. Этот страх вносит свою лепту во все привычные стратегии поведения, каких бы контекстов это ни касалось. В результате стратегии становятся неэффективными и превращаются в источник проблем. Как правило, при обучении новым стратегиям делается попытка создать новое поведение без исследования личных страхов и специальной работы по их устранению. Такое обучение представляется  недостаточно эффективным. Обычно в процессе такого обучения новое поведение осваивается с трудом, оно должно заучиваться, а прежнее поведение имеет тенденцию восстанавливаться в любой ситуации стресса; кроме того, вновь выученное поведение может выглядеть неестественно и не всегда достигает цели. Тем не менее, такой метод обучения широко распространен. Мы обсуждаем здесь иной подход к обучению, основанный не на наложении новых стереотипов на старые, а на выслеживании и трансформации старых стереотипов, т.е. их естественного перерождения в новые. Причем, в таком  процессе заранее неизвестно, какие именно стереотипы возникнут; известно только, что они будут эффективными, уместными для данной ситуации и естественными для данного человека.

Новый тип обучения, который мы здесь рассматриваем, основан на использовании стресса, вовлекающего в процесс всю энергетику организма, и является двуплановым. С одной стороны, достигается стирание на телесном уровне отжившего («неправильного») поведенческого стереотипа. Это происходит благодаря тому, что в процесс вовлечены высокие энергии, на которых возможен тончайший уровень перепросмотра такого стереотипа и его эволюции в личной истории. С другой стороны, в этом же процессе формируется новый стереотип, которому соответствует новая стратегия организации и использования собственной энергии. Обучающийся побуждается к этому реальной ситуацией стресса, в которую попадает, а также шагами медитативной техники. Актуальный стресс играет роль сильного дополнительного моива: для «выживания» и достижения хотя бы минимального уровня комфортности существования в этой стрессовой ситуации приходится обучиться принципиально новым («правильным») телесным и энергетическим стратегиям. Напомним, что на протяжении всего процесса практикующий продолжает работу с образами; в частности, он удерживает в своем визуальном внимании образ стрессовой ситуации, где требуется новая стратегия поведения.

Главный принцип, определяющий все эффективные стратегии, состоит в следующем: в момент стресса «двигаться  навстречу» дискомфорту и страху. Под этим мы подразумеваем способность «открывать» тело при появлении  напряжения во внешнем мире (неопределенности, неизвестности, потерь, необходимости выбирать, менять позицию и т.д.), а не «закрывать» его, как большинство людей делает в подобных случаях. Первый путь ведет к трансформации энергии и возникновению адекватной реакции. Второй путь порождает стресс, точнее, ведет к переживанию ситуации как стрессовой. Кроме того, любая эффективная стратегия подразумевает определенный набор специальных навыков – таких как навык  перераспределения энергии в теле, навык поддержания свободного и стабильного доступа к сознательно выбранным состояниям в тот момент, когда извне идет сильное внешнее воздействие, навыка концентрации и деконцентрации в этих условиях и т.д. Все эти навыки формируются в обсуждаемом процессе. Полученные при таком обучении (создающем синхронные изменения в теле, эмоциональных реакциях, мыслях и поведении),  эти навыки автоматически оказываются внесенными в жизнь, либо требуют лишь небольшой корректировки, поскольку в результате энергетической работы больше нет бессознательного преобладания старого стереотипа. Тогда попадание в любую ситуацию, ранее переживавшуюся как стрессовая (публичные выступления и сложные переговоры, проблемы выбора, принятия решения и т.д.), вызывает спонтанное включение нового, эффективного, телесно-энергетического и психоментального стереотипа. Соответственно, новые стили поведения и мышления становятся легко доступными (рождаются по мере необходимости)  и не требуют специальной подготовки.

Таким образом, овладение эффективными энергетическими стратегиями возникает в процессе освобождения от искажений изначальных стереотипов. Примечательно, что в дальнейшем они поддерживают себя сами, т.к. по определению свободны от страха и включают в себя стратегию «двигаться навстречу» возможному стрессу.

После завершения вышеописанного терапевтического процесса  восстановленные изначальные стереотипы запускают спонтанное творческое поведение, свойственное данной личности от рождения. Первоначально такое поведение может выглядеть несколько инфантильным, т.к. было заблокировано страхом в раннем возрасте. Как упоминалось в разделе 2, поведение рождается в процессе  взаимодействия отдельных субличностей и зависит от уровня зрелости каждой из них. Поэтому второй этап работы – обеспечить освобожденным изначальным стереотипам возможность эволюционировать до состояния зрелости (этот процесс ускоряется с помощью специальных практик, которые мы опишем в другом месте). Завершающим шагом рассмотренного здесь процесса обучения должно быть осознанное проживание нового стереотипа в реальной сложной ситуации.

8. Исцеление как дополнительный эффект освобождения изначальных стереотипов. 

Сильный исцеляющий эффект естественным образом возникает независимо от того, с какими проблемами работает практикующий. Исцеление создается — как «побочный эффект» процесса — одновременно двумя механизмами.

Во-первых, парофитосауна изначально создавалась как мощная целебная процедура для лечения разнообразных заболеваний, в т.ч. так называемых «неизлечимых» (таких как облитерирующий эндартериит, ревматоидный полиартрит, псориаз, рассеянный склероз, сахарный диабет, болезнь Бехтерева и др.).

С другой стороны, совершенно иной (дополнительный) механизм исцеления начинает работать для участников тренинга, когда они начинают одновременно с парофитосауной использовать практики выслеживания и трансформации энергии. Этот механизм подробно описан в статье /8/.   Используемые здесь техники трансформации энергии оказывают направленное исцеляющее воздействие. Они позволяют быстро ликвидировать любое острое заболевание – будь то простуда или обострение хронических заболеваний, таких как болезни внутренних органов, аллергия, астма, головные боли и т.д. В данном тренинге задача исцеления не относится к числу основных задач тренинга, хотя именно работа с телом и является основной частью используемых здесь методов.

Телесный дискомфорт, боль или болезнь всегда являются оборотной стороной деструктивных стереотипов и страхов, определяющих неэффективные поведение, стиль мышления или эмоциональное восприятие. Нельзя вылечить болезнь, пока не изменились поведение и мышление, и нельзя изменить поведение и мышление, пока не вылечена болезнь. Оба процесса должны протекать одновременно. Болезнь всегда обостряется, если человек попадает в стрессовую ситуацию, хотя этот факт не всегда заметен и осознается. Таким образом, здесь задача исцеления автоматически возникает и решается в процессе обучения новым поведенческим стереотипам. В  практиках самоисцеления сначала выслеживается симптом болезни как реакция на определенные стрессовые ситуации из жизни. Затем выслеживаются ключевые эпизоды личной истории, где данная стрессовая ситуация встречалась. Т.е., выслеживается вся история развития заболевания, и она совпадает с историей развития соответствующего (деструктивного) поведенческого стереотипа как приспособительной реакции организма. Болезнь рассматривается как телесное проявление этого стереотипа. Таким образом, трансформируя поведенческий стереотип с помощью используемых здесь  энергетических практик, мы автоматически вылечиваем и соответствующее ему заболевание.

Литература.

1.    Ассаджиоли Р. Психосинтез. М.1998.

2.    Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Л.1992.

3.     Езерская К. О механизмах искажения изначальных стереотипов личной силы. В: Вестник интегративной психологии. Ярославль, 2004.

4.     Козлов В.В. Социальная работа с кризисной личностью. Методическое пособие. Ярославль, 1999.

5.    Колесова Л.А., Белорусец К.С., Рожанский Ф.И. Программа ЭВМ по психодиагностике «Deltastar 2.1.» М.,1998.

6.    Марез Т. Учение толтеков. М., 2000.

7.     Пальчик М. Об универсальном принципе трансформации энергии. Синхронная медитация. В: Вестник интегративной психологии. Ярославль, 2003.

8.    Пальчик М. О психотерапии болевого синдрома и негативных эмоциональных состояний. В: Психотехнологии в социальной работе. Ярославль, 2004.

9.     Уилбер К. Проект Атман. М., 2004.

10.       Уилбер К. Интегральная психология. Глава «Существует ли детская духовность?» М., 2004.

Ближайшие тренинги

23-26 июня Центр практик Марка Пальчика, Новосибирск

Модуль I. Как решать личные и деловые задачи с помощью внутренних изменений

Подробнее
25-28 июня Благовещенск

Модуль VI. Управление денежными потоками

Подробнее
28 июня-1 июля Центр практик Марка Пальчика, Новосибирск

Развитие навыков стрессоустойчивости (БОЧКИ)

Подробнее
5-8 июля Санкт-Петербург

Модуль I. Как решать личные и деловые задачи с помощью внутренних изменений

Подробнее
7-8 июля Москва

Практикум. Решение актуальных задач

Подробнее
7-10 июля Минск

Модуль VI. Управление денежными потоками

Подробнее
09 июля Москва

«Квантовый путь познания» — метод решения личных и профессиональных задач

Подробнее
21-24 июля Москва

Модуль II. Управление событиями в бизнесе

Подробнее
21-24 июля Москва

Модуль I. Как решать личные и деловые задачи с помощью внутренних изменений

Подробнее
16-29 августа Перу

Стратегия жизни: путь к себе. Уроки древних цивилизаций или по следам империи инков.

Подробнее
23-26 августа Москва

Модуль I. Как решать личные и деловые задачи с помощью внутренних изменений

Подробнее
8-9 сентября Москва

Решение сложных задач

Подробнее
12-15 сентября Центр практик Марка Пальчика, Новосибирск

Развитие навыков стрессоустойчивости (БОЧКИ)

Подробнее
21 - 24 сентября Москва

Модуль I. Как решать личные и деловые задачи с помощью внутренних изменений

Подробнее
22-27 сентября Екатеринбург

Тренинг экстремального обучения «пАрные бочки»

Подробнее
29-30 сентября Москва

Решение сложных задач

Подробнее
17-20 октября о.Иерро (Испания)

Модуль I. Как решать личные и деловые задачи с помощью внутренних изменений

Подробнее
20-23 октября Москва

Модуль VI. Управление денежными потоками

Подробнее
23-28 октября о.Иерро (Испания)

Тренинг на Канарских островах

Подробнее
3-4 ноября Москва

Энергетическое взаимодействие руководителя и команды

Подробнее
24-25 ноября Москва

Как создается будущее

Подробнее
7-10 декабря Москва

Модуль I. Как решать личные и деловые задачи с помощью внутренних изменений

Подробнее
21-22 декабря Москва

Предназначение и поиск смыслов

Подробнее
error: Content is protected !!