Центр бизнес-
консультирования
и образования

Медиатека

16 октября 2018 Марк Пальчик

Ступени эволюции сознания. Три эволюционных этапа

E0BF308D ED08 41D4 A161 E8634F32B11B 1024x683 Ступени эволюции сознания. Три эволюционных этапа

Традиция говорит, что в незапамятные времена человеческие существа обладали самой высокой степенью ответственности, их воля совпадала с волей Небес – и, следовательно, осуществлялась. Считается также, что дальше наступил период упадка, когда человек утратил силу чувствовать и осуществлять замысел Небес. Впоследствии это породило множество философских и религиозных направлений, а также инициировало развитие науки. Человек искал новые правила и законы жизни в духе, коль скоро был не в силах следовать им спонтанно. Таким образом, он создал традицию, вручив ей ответственность за себя и свою жизнь.

Однако условия, в которых оказался современный человек, нынешние скорости эволюции всех процессов и состояние современной науки создают необходимость вновь взять на себя ответственность за качество собственных проектов, а также за их осуществление. Сегодня древние духовные традиции рушатся или активно трансформируются, так как темп и стиль жизни радикально меняется. Еще в прошлом веке традиционные ритуалы были отвергнуты многими в пользу технологий и науки; ответственность за все выборы, таким образом, была перенесена с традиции на интеллект и научные обоснования.

Как интеллект справляется с такой ответственностью? Он начинает тщательно продумывать и планировать действия. Его решения разумны и научны, но – в современных условиях – осуществляются все реже. Этому загадочному явлению интеллект находит научные названия. «Включаются обстоятельства непреодолимой силы», – говорит человек в том благоприятном случае, когда не обвиняет в неожиданностях своих партнеров. Таким образом, интеллект загоняет себя в тупик. Теперь ему приходится учитывать и эти «обстоятельства», и многое другое, оговаривая (скажем, в  контракте или плане) возможность их появления… и так до бесконечности.

Это происходит вследствие недостаточной скорости интеллектуальных форм постижения мира. Сегодня на любом отрезке человеческой жизни можно наблюдать резкую смену технологий и внутренних позиций. Об этом говорят, как об ускорении эволюционных процессов. Наступает время следующего эволюционного этапа, создающего условия для более высоких скоростей. В этих условияхвся ответственность переносится на человека и становится личной.

***

Таким образом, за время своего существованиячеловечество освоило по крайней меретри эволюционных ступени. Каждая из них проживается на своей скорости. Скорость, характерная для третьей – актуальной сегодня – существенно выше скорости интеллекта.

Для понимания термина скорость эволюции (или эволюционная скорость)удобно ввести два параметра: среднее время жизни человекаисреднее время жизни технологии. Скорости эволюционных процессов зависят от соотношения этих параметров.

Пусть t1– среднее время жизни человека, а t2–среднее время жизни технологии. Cкорость эволюционных процессов характеризуется параметром τ, который определяется как отношение времен t1и t2

τ = t1/t2

Эволюционные ступени определяются значениями этого параметра. Первой ступени соответствуют малые значения τ<<1, второй ступени – значения τ~1, третьей – значения τ>>1. Графически это можно представить следующим образом.

Snimok ekrana 2018 10 16 v 12.05.08 Ступени эволюции сознания. Три эволюционных этапа

Рис. 1. Три эволюционных ступени. Первой ступени соответствуют низкие скорости эволюции, кривая скорости близка к нулю. Скорости второй ступени сравнимы со скоростью ментальных процессов. Скорости третьей ступени неизмеримо выше.

Эти три ступени можно представлять также и в виде иерархической (вертикальной) последовательности уровней сознания, изображенной на рисунке 2. Каждому уровню соответствует определенный тип мышления. В основе этой последовательности лежит принятая в традиции модель тонких тел, см. раздел… .

Snimok ekrana 2018 10 16 v 12.05.58 Ступени эволюции сознания. Три эволюционных этапа

Рис.2. Уровни сознания. Три нижних уровня и начало четвертого соответствуют первой эволюционной ступени, четвертый и пятый – второй ступени, шестой и седьмой – третьей ступени. Ко второму уровню относится переживание телесных ощущений, включая симптомы заболеваний; переживание эмоций – к третьему уровню; мысли и поступки (или события) относятся к четвертому и пятому уровням; более глубокие переживания, касающиеся масштабных этапов деятельности и жизни человека, относятся к шестому и седьмому уровням.

Первая эволюционная ступень характеризуется тем, что изменения во внешнем мире пренебрежимо малы на протяжении всей жизни человека. Этой ступени соответствуют низкие скорости эволюции, в стиле прошлых неторопливых веков. Они связаны с эмоциональным восприятием мира – проживанием эмоций и физических состояний (рис. 2, уровни 2, 3 и начало 4-го). Как уже сказано, на этой ступени среднее время жизни технологии много больше, чем среднее время жизни человека.

Войны, землетрясения и другие катаклизмы могут происходить, но технологически мало что меняется; уровень осознанности человека остается относительно низким и стабильным. Первая ступень длилась несколько тысячелетий и завершилась в конце XVIII — начале XIX веков.

В начале этой ступени человек находился во власти эмоциональных предпочтений и амбиций. Он не был способен добровольно следовать нормам, правилам, законам. Физическая и эмоциональная сила, способность первым нанести удар ценились высоко. Заповеди «не убий», «не укради», … воспринимались как откровения. В конце этой ступени люди научились следовать правилам и законам, но без осознания их истоков или оснований. В современной деловой жизни этот навык может проявляться как способность (и потребность) буквально следовать должностным инструкциям.

Этот этап характеризуется отсутствием личной ответственности и осознанности. Вся ответственность переносилась на высшую силу («Бог дал, Бог и взял…») или на традицию, диктующую правила и этические нормы от имени этой силы.

Люди учились следовать традиционным правилам. Одновременно появились внешние правила и социальные стандарты. Первый этап можно охарактеризовать как освоение детского и подросткового периодов жизни человечества.

Следующая ступень – это интел­лектуальный уровень – уровень линейного (логического) мышления. Здесь эволюционные скорости существенно выше, мысль – стремительна. Среднее время жизни технологии сравнимо со средним временем жизни человека.

Это второй уровень скоростей. Он ярко проявился в ХХ веке, во времена НТР и бурного развития технологий, планирования и контрактных отношений (рис. 2, уровень 4). Расцвет этого периода можно отнести к началу и середине ХХ века. Религиозные традиции рушились, ответственность была перенесена на науку и интеллект. Новые технологии ценились особенно высоко, а сила интеллекта стала одним из главных достоинств человека.

Третья ступень, актуальная в наше время, характеризуется тем, что среднее время жизни технологии много меньше времени жизни человека, и технологии быстро меняются в течение всей его жизни.

Это уровень событийных потоков (рис.2, уровень 5). Одно дело выбирать предпочтительные варианты, анализируя обстоятельства, и совсем другое дело – оказаться в живом потоке событий, где все решения и действия должны быть неизмеримо быстрее. Таковы, например, скорости водителя на оживленной трассе: каждое его решение должно быть принято мгновенно и окончательно. Такие решения не обдумываются; они являются в виде точного знания.

Этот эволюционный этап начался в конце ХХ века. Статус науки  снижается, а способность действовать становится высоко ценимым качеством. Технологии меняются столь быстро, что их ценность также снижается. Высоко ценится способность интуитивно угадать правильную стратегию действий, независимо от научных позиций и принятых стандартов. Впервые за историю человечества ответственность становится личной, т.е. ложится на человека, принимающего решение. Ссылки на научно доказанные истины не принимаются, важны эффективность и результат. Решения интуитивны, сначала принимаются и лишь потом обосновываются. Личная ответственность и высокий уровень осознанности становятся главной опорой в эффективном бизнесе и личностных контекстах.

В будущем можно ожидать дальнейшего увеличения скоростей и наступления четвертой ступени, по мере того как человечество будет приближаться в своей эволюции к освоению ценностного плана (6) и уровня миссии (7).

  ***

Естественно, что все три эволюционные ступени представлены в современном социуме одновременно. Большинство людей все еще живут в соответствии с первой ступенью. Это особенно заметно в деловой жизни, где ответственность переносится на должностные и процессуальные инструкции, в том числе – на планы. Кроме того, есть немало людей, хорошо адаптированных ко второй ступени. Некоторая их часть обладает скоростями третьей ступени, и только очень небольшой группе доступны более высокие уровни сознания.

Современные тенденции таковы, что в ближайшем будущем эта ситуация должна измениться в сторону более высоких скоростей, этап формально-логического освоения мира (пятый уровень) завершается. Человечествов целом начинает идентифицировать себя именно на событийном уровне[1]. Опора на планирование и научные описания, создаваемые с ментального уровня, должна замениться (точнее, дополниться) опорой на утонченное чувствование событийных потоков. В следующем разделе этот факт выражен в виде известной в математике теоремы Гёделя.

Наступление этого этапа для всего человеческого сообщества потребует такой внутренней силы, которая в прежние времена достигалась лишь отдельными людьми; решения и знание приходили к ним во время молитвы или медитации. Наши современники, лишенные подобных опор, ссылаются на озарение или интуицию. Однако для их проявления требуются особые условия и особая удача.

  ***

Такую «удачу» можно сделать нормой, если овладеть новыми формами мышления, характерными для третьей ступени. Возрастание внешних скоростей требует расширения осознанности и способности к внутренним изменениям. Но как развивать эти качества?

Для этой цели мы предлагаем познакомиться с энергетическими технологиями внутренних изменений, которые представлены в данной книге.

Эти технологии позволяют расширить сознание настолько, чтобы осознавать себя как часть более широкой системы, в рамках которой искомое знание становится доступным.

Подобная системасостоит как минимум из двух энергетически объединенных частей[2]. Примерами являются следующие системы: Ян – инь, лидер – команда, дух – тело, сознание – подсознание, человек – средаи т.д. Информация – в виде нового знания– возникает в ходе взаимодействия частей этой системы, т.е. лидера и команды, духа и тела, человека и среды и т.д., а не передается от среды к человеку или обратно, как это принято в линейном, основанном на формальной логике, подходе.

В состояниях расширенного сознания становится доступным многоуровневое (системное) мышление, которое приходит на сменуформально-логическому освоению мира. Системное мышление включает несколько синхронно осуществляемых процессов, протекающих на разных уровнях (обозначенных на рис. 2) ипозволяет мгновенно принимать точные решения даже в ситуации стресса или отсутствия ментальной информации. Здесь каждая мысль сопровождается импульсом к действию, что обеспечивает высокую скорость и эффективность. Эта способность обусловлена особыми состояниями сознания,характерными для уровней 5 и 6 на рис. 2. Как это ни парадоксально, такой тип мышления известен с древних времен (хотя доступен немногим). Он основывается на практиках трансформации внутренних состояний.

***

Как уже сказано, главная особенность предлагаемого подхода – его направленность на внутренние изменения. Каждый внешний результат при «правильном» ходе событий достигается сразу, т.е. спонтанно и без специальных усилий. Если этого не происходит, то появляются категории «задача» или «проблема», и мы начинаем воспринимать внешние цели как сложные или труднодостижимые. Во внешнем ходе событий происходит замедление или остановка.

При таком подходе появление любой «задачи» или «проблемы» рассматривается как следствие недостаточного уровня внутренней компетентности, как знак, указывающий на необходимость внутренних изменений.

Другими словами, при возникновении внешних препятствий необходимо направить усилия и воздействие не во внешнюю среду, а внутрь себя – во внутреннее пространство и восстановить требуемый уровень внутренней компетентности. Как только все необходимые внутренние изменения произведены, сила человека становится достаточной, чтобы внешние результаты вновь стали достигаться спонтанно и без специальных усилий. В современном мире это может показаться необычной идеей.

***

Таким образом, в предлагаемом здесь подходе внешняя реальностьчеловека – его бизнес и личная жизнь –рассматривается как продолжение внутренней реальности (внутреннего пространства).

Его объектами (элементами, точками…) являются внутренние состояния, которые могут быть как позитивными (вдохновение, покой, уверенность, вера …), так и негативными (протест, раздражение, уныние, растерянность, неверие в себя …).

Нас будут интересовать в основном негативные состояния, поскольку именно ониактивизируютсяпод воздействием любой внешней проблемы и подлежат трансформации. Такие состояния не осознаются или слабо осознаются, но являются частью стратегий мышления, принятия решений и некоторых форм поведения.

Субъективно такие негативныесостоянияпереживаются как следствие внешних «объективных» трудностей и препятствий. Но в данном подходе считается, что негативные состояния первичны. Они рассматриваются здесь как часть внутренних ограничений, накопленных под воздействием пережитых в прошлом стрессов.

В этой картине все внешние  трудности имеют  внутренние причины. Трудности должны восприниматься как следствие неточностей в действиях, порождаемых негативными состояниями (выше это было обозначено как недостаточный уровень внутренней компетентности).

Тогда любое неблагоприятное сочетание внешних обстоятельств представляет собой знак, указывающий на внутренние ограничения. Знакидолжны восприниматься не логически, а интуитивно-чувственно – в виде тончайших ощущений-подсказок.

В книге предлагаются уникальные технологии «выслеживания» знаков и «трансформации» упомянутых ограничений.Трансформация ведет к отмене устойчивых негативных состояний. Затем рождается новое, более успешное поведение. Владея этими технологиями, можно создавать все внутренние изменения, необходимые для решения любой возникшей проблемы – от задач исцеления и решения эмоциональных конфликтов до сложных профессиональных проблем.

Таким образом, каждая внешняя трудность помогает познавать себя и расширять свои возможности и границы в таком темпе и масштабе, который необходим для решения актуальных задач. Бизнес и личная жизнь превращаются в путь познания и развития.

Ближайшие тренинги

17-20 ноября Москва

Модуль II. Управление событиями в бизнесе

Подробнее
21 ноября Санкт-Петербург

Презентация направления «Квантовый путь познания»

Подробнее
22-25 ноября Санкт-Петербург

Модуль I. Как решать личные и деловые задачи с помощью внутренних изменений

Подробнее
24-25 ноября Москва

Как рождается будущее

Подробнее
29 ноября-2 декабря Екатеринбург

Модуль I. Как решать личные и деловые задачи с помощью внутренних изменений

Подробнее
29 ноября Екатеринбург

Презентация направления

Подробнее
1-6 декабря Глобино

Развитие навыков стрессоустойчивости (БОЧКИ)

Подробнее
8-11 декабря Москва

Модуль I. Как решать личные и деловые задачи с помощью внутренних изменений

Подробнее
13-16 декабря Благовещенск

Модуль II. Управление событиями в бизнесе

Подробнее
19-22 декабря Новосибирск

Развитие навыков стрессоустойчивости (БОЧКИ)

Подробнее
19-22 декабря Центр практик Марка Пальчика, Новосибирск

Развитие навыков стрессоустойчивости (БОЧКИ)

Подробнее
20-23 декабря Санкт-Петербург

Модуль VI. Управление денежными потоками

Подробнее
20-22 декабря Екатеринбург

Модуль II. Управление событиями в бизнесе

Подробнее
2-5 февраля Центр практик Марка Пальчика, Новосибирск

Развитие навыков стрессоустойчивости (БОЧКИ)

Подробнее
7-10 февраля Минск

Модуль I. Как решать личные и деловые задачи с помощью внутренних изменений

Подробнее
23-26 февраля Челябинск

Модуль I. Как решать личные и деловые задачи с помощью внутренних изменений

Подробнее
27 февраля Пермь

Презентация направления

Подробнее
28 февраля-3 марта Пермь

Модуль I. Как решать личные и деловые задачи с помощью внутренних изменений

Подробнее
7 марта Екатеринбург

Презентация направления

Подробнее
8-11 марта Екатеринбург

Модуль I. Как решать личные и деловые задачи с помощью внутренних изменений

Подробнее
12-13 марта Екатеринбург

Энергетическое взаимодействие руководителя и команды

Подробнее
30 марта-4 апреля Екатеринбург

Тренинг экстремального обучения «пАрные бочки»

Подробнее
26-28 апреля Екатеринбург

Модуль II. Управление событиями в бизнесе

Подробнее
18-21 мая Шатель, Франция

Модуль I. Как решать личные и деловые задачи с помощью внутренних изменений

Подробнее
15-30 июня Перу

Стратегия жизни: путь к себе. Уроки древних цивилизаций или по следам империи инков.

Подробнее