Центр бизнес-
консультирования
и образования

Медиатека

07 августа 2014 Марк Пальчик

О системном мышлении

Об энергетической модели системного мышления

Предлагаемая здесь энергетическая модель мышления может рассматриваться как применение системного подхода к процессу осознанного участия человека в осуществлении собственных проектов. Мы будем использовать энергетическую версию системного подхода, в которой двойные связи внутри (кибернетической) системы — воздействие и восприятие для каждой части системы — ассоциируются с потоками энергий инь и ян. Любая задача или проблема внутри системы возникает как результат внешнего воздействия и сопровождается распадом определенного типа энергии — духовной энергии, или энергии ци — на полярные составляющие инь и ян. Эти энергии перераспределяются внутри системы таким образом, что в одних частях системы преобладает энергия инь, в других — энергия ян. При этом одна из двух связей данной части блокируется, и это состояние оказывается стабильным. В обычных описаниях такая ситуация рассматривается как двойная мотивация («кнут и пряник» — инь и ян, соответственно). При таком подходе решение проблемы представляет собой определенный энергетический процесс, восстанавливающий целостную энергию ци. На практике речь идет о создании навыков трансформации внутренней энергии и управления внутренним состоянием в процессе решения любой жизненной задачи.

Рассматриваемая здесь модель мышления возникает как результат жизнедеятельности кибернетической системы «дух-тело».

В категорию «дух» включены миссия, ценности, поступки человека, а также некоторые жизненные принципы и убеждения, поддержанные ценностями данного человека. Для обозначения этой категории мы будем также использовать термин «картина мира». В категорию «тело» включены логически не связанные описания деталей контекста, их эмоциональная окраска и телесные ощущения по их поводу. В такой модели «тело» является источником энергии, которая поднимается в область «духа», а «дух» является источником «знания». Под «знанием» понимаются важные для данного контекста фрагменты картины мира, а также различные уровни управления — в большей части неосознанного — телесным планом.

Таким образом, мы получаем систему, состоящую из двух частей. Янская часть — «дух» — связана с ментальным порождением стратегии действий, последовательности шагов или законченного описания исследуемого объекта, а в более общей модели — и с активным воздействием на данный объект. Иньская часть — «тело» — связана с созданием своеобразной «аксиоматики» для данного акта мышления, т.е. пассивным сбором и систематизацией информации. Янский и иньский типы связи в этой системе представляют собой поток управления, или «знания» (от «духа» к «телу») и энергетический поток (от «тела» к «духу»).

Итак, в процессе мышления участвуют обе части. Это естественный стиль, свойственный тренированному и зрелому человеку, у которого дух и тело в равной степени здоровы и развиты. Однако, эта модель становится недоступной в случае внутренних проблем: либо картина мира оказывается слишком жесткой или искаженной (нарушения в области духа), либо тело недостаточно подготовлено для рассматриваемого процесса. В частности, многие неадекватные эмоциональные и соматические состояния являются непреодолимым препятствием для спонтанного следования этой модели. В этом случае одна из двух связей — иньская или янская — блокируется, что дает линейную систему с причинно-следственной зависимостью. В одном случае причину ищут в неправильной картине мира, т.е. в области «духа», а в другом случае — в неадекватном восприятии, т.е. в области «тела» (физическое тело, ощущения, эмоции, спонтанный выбор значимых деталей). Вернемся к описанию энергетической модели. С каждой из частей этой системы связан определенный навык. С категорией дух мы будем связывать способность к концентрации, которая развивается у человека с годами, а с категорией тело связана способность к деконцентрации, которая присутствует у каждого человека изначально.

Рассмотрим подробнее роль деконцентрации в данной модели. Под деконцентрацией мы понимаем способность расфокусировать внимание внутри тела и за его пределами. Это дает высокую чувствительность как к деталям самой проблемы, так и к деталям более широкого контекста. В состоянии деконцентрации внимание спонтанно привлекается к разнобразным деталям контекста. В целом это формирует внутреннюю позицию человека, не всегда логически аргументированную. Некоторые из этих деталей осознаются как важные, к другим же деталям внимание привлекается бессознательно. Эта часть внимания управляется с ценностного плана. Таким образом, эти детали оказываются выделенными вследствие двух причин: либо они соответствуют бессознательным ценностным установкам, либо связаны с различного рода страхами, запретами и другими повреждениями ценностного плана, сформированными в детском и подростковом возрасте, в процессе социальной адаптации.

Фактически мы описали здесь возможный механизм, с помощью которого осуществляется бессознательный выбор внутренней позиции. Для каждого человека этот выбор задается состоянием ценностного плана и строго индивидуален. Например, можно по-разному оценивать перспективы партнерских отношений: один человек будет спонтанно обращать внимание на аккуратность одежды, другой на мимические реакции, третий на звучание голоса, четвертый на высказываемые идеи и т.д. Этим процессом формируется конкретный выбор. Такой выбор присутствует даже у ребенка, который интуитивно может принимать или не принимать окружающих.

Можно сказать, что расфокусированное внимание создает своеобразную аксиоматику, на которой основаны дальнейшие логические построения. Эта аксиоматика, как правило, не осознается, поэтому людям не всегда легко осознать истоки собственных решений. Например, управляющий может без всяких оснований давить на подчиненного или уклоняться от контактов с ним, совершенно не отдавая себе отчета в том, что он это делает. Часто при приеме на работу из всего списка заслуг человека неосознаваемо выделяются одни и замалчиваются другие, и итог для постороннего человека может оказаться совершенно необъяснимым.

Рассмотрим теперь роль концентрации, связываемой с категорией «дух». Главная особенность концентрации состоит в том, что она осуществляет трансформацию объектов тонкого плана (ощущений, в том числе и болевых, эмоций, мыслей и ментальных конструкций, а также тонких ощущений, касающихся событийных выборов и ценностных ограничений). В других статьях мы рассматривали ряд практик, позволяющих решать проблемы разных планов, от симптомов болезни до принятия сложных решений. Все эти практики основаны на использовании концентрации. Ниже мы вновь рассмотрим ключевой шаг этих практик, связанный с концентрацией. Он будет использоваться как часть нашей модели мышления.

Приведем теперь технические шаги, необходимые для использования расфокусированного внимания и концентрации. С расфокусированным вниманием связан процесс восприятия. Для описания первого этапа (сбор информации) удобно воспользоваться метафорой «первого внимания». Мы будем подразумевать под этим состояние максимальной непредвзятой чувствительности ко всем деталям контеста проблемы. Это состояние можно задать с помощью следующей техники, которую мы назовем «быть в первом внимании». Перечислим ее шаги:

  1. расслабить тело;
  2. расфокусировать внимание во всем теле;
  3. создать ощущение, как если бы тело расширялось, касаясь различных фрагментов окружающего контекста и поглощая их;
  4. «раскрыть» тело, т.е. создать ощущение, как будто ткани тела раздвигаются, давая возможность глубинному «ощущению Я» объединиться с деталями окружащего контекста.

Особенность концентрации, как уже говорилось, состоит в том, что она осуществляет процесс трансформации энергии. В энергетической модели мышленипя концентрация используется только в сочетании с расфокусировкой. Для описания такого процесса удобно воспользоваться метафорой «второго внимания». Мы будем говорить о «воздействии второго внимания», подразумевая следующие шаги.

  1. «Быть в первом внимании» на протяжении всего процесса.
  2. Визуализировать проблемный фрагмент.
  3. Осознать, какие дискомфортные ощущения в (физическом) теле он вызывает, и в каких именно областях тела.
  4. Направить концентрацию одновременно на проблемный фрагмент и на вызываемые им ощущения.
  5. Сохранять концентрацию до полной трансформации дискомфортных ощущений. В случае необходимости воспользоваться для трансформации техниками, описанными в предыдущих статьях.

Рассматриваемая здесь энергетическая модель процесса мышления включает следующие шаги.
Шаг 1. Сформулировать задачу максимально конкретно.
Шаг 2. Создать состояние «первого внимания» и оставаться в нем до конца процесса.
Шаг 3. Создать «намерение». Нам кажется уместным воспользоватся терминологией толтекского мифа. В нашей модели удобно определить намерение, используя систему «тонких тел». Под намерением мы будем понимать синхронную проявленность цели во всех тонких телах. Это означает создать состояние, в котором содержатся ощущение предстоящего действия и эмоциональный импульс, четкая ментальная формулировка цели, активный импульс к действию и знание первого шага, а также мечта и стратегическое понимание происходящего. Все эти проявления намерения должны быть созданы синхронно и согласованно.
Шаг 4. Сохраняя расфокусированность и намерение, нужно припомнить все препятствия для выполнения поставленной задачи, попутно осознавая, где и как они откликаются в теле. Удобно кратко записывать все препятствия по мере вспоминания. В процессе осознания всего списка препятствий осознается («создается») исходная «аксиоматика» решаемой проблемы.
Шаг 5а. Энергетическая трансформация. На этом этапе используется техника «Воздействие второго внимания». Это приводит в движение скопления янской и иньской энергий, что сопровождается их перераспределением и инициирует процесс трансформации энергии. В данном случае это выражается в следующих действиях.

  1. Сохранять состояние «первого внимания».
  2. Найти несколько очагов напряжения по поводу проблемы (несколько мест, где есть дискомфортное ощущение).
  3. Заставить эти ощущения эволюционировать, взаимодействуя между собой. Это происходит, когда импульс внимания, исследуя тело, привлекается к тем местам, где есть дискомфорт. Как только он касается этого места, необходимо создать здесь локальное расслабление мышц, концентрируясь на нем, и переходить к следующему дискомфортному ощущению. Постепенно концентрация охватывает основные дискомфортные места, и формируется медитативное состояние, в котором участвует все тело.

Шаг 5б. Рождение новой аксиоматики. Важно, что все ощущения, связанные с комплексом препятствий, соединены в теле в некоторый уникальный, присущий только решаемой проблеме, рисунок, и по мере работы он все больше и полнее осознается — «оживает» и приобретает определенность, а затем эволюционирует. К этому моменту возникает новый взгляд на проблему или меняется позиция, что свидетельствует о смене аксиоматики и, следовательно, картины мира. На данном этапе необходимо четко сформулировать новое понимание. Оно либо содержит полное решение проблемы, либо сопровождается коррекцией цели. В случае коррекции цели необходимо вернуться к шагу 2.
Шаг 6. Вербализация результата. При решении сложных задач может не хватать концентрации или чувствительности. Это может быть связано с неподготовленностью тела (чрезмерной заблокированностью) или с другими внутренними проблемами. Тогда при вспоминании фрагмента развивается неосознаваемый телесный спазм, который сопровождается возникновением ощущения тупика, или бессилия, отчаяния, безнадежности, обиды. В этом случае процесс решения проблемы необходимо прервать и выполнить ряд специальных практик, описанных в наших предыдущих статьях. Постоянное использование энергетической модели мышления становится источником ускорения личной эволюции.

Восстановление энергетических потоков как метод интеграции проблемных состояний

Процесс мышления является продуктом жизнедеятельности системы «тело-дух» (см. нашу статью «Об энергетической модели системного мышления») и включает два этапа.

Первый этап связан с восприятием и формированием внутренней позиции: логически не связанные описания деталей контекста, их эмоциональная окраска, телесные ощущения по их поводу и само физическое тело включены в категорию «тело». При формулировке проблемы «тело» является источником своеобразной «аксиоматики», т.е. исходной позиции (см. предыдущую заметку), на которой основываются логические построения второго этапа.

Второй этап представляет собой процесс обработки собранной информации и порождения ментальных описаний, касающихся смысла происходящего, и связан с категорией «дух». Мы хотели бы подробнее рассмотреть первый этап. Мы обсудим технику интеграции, позволяющую легко корректировать восприятие и фрагменты картины мира, т.е. создавать более адекватную «аксиоматику» для процесса мышления. Данная техника также позволяет решать любые эмоциональные конфликты и проблемы, которые в данном контексте можно рассматривать как результат раскола энергии ци на составляющие инь и ян. Такие проблемы и связанные с ними тупики также можно рассматривать как ошибку восприятия, которая исчезает вместе с проблемами в ходе восстановления энергии ци.

Все процессы, связанные с категорией «тело» и касающиеся формирования «аксиоматики», удобно рассматривать с энергетической точки зрения. В даосской традиции рассматривается движение энергии по микрокосмической орбите. В некоторых случаях процесс движения энергии может нарушаться под воздействием внешнего давления, что создает впечатление стресса и ведет к появлению проблем. Под проблемой мы будем понимать нарушения в некскольких тонких планах, например, в сенсорном, эмоциональном, ментальном и событийном (в модели тонких тел им соответствуют эфирное, астральное, ментальное и каузальное тела). Любая проблема проецируется также на физическое тело, где представлена мышечными блоками (хроническими неосознаваемыми спазмами). Таким образом, каждому телесному блоку можно сопоставить присутствие дискомортных ощущений в теле, которые иногда проявляются в виде симптомов заболеваний, а также особой, искаженной эмоциональной реакцией и соответствующими искажениями в картине мира. Наличие телесных блоков и связанных с ними проблем ведет к прерыванию потока энергии по микрокосмической орбите, а также блокировке энергии в различных зонах тела (телесных уровнях). В предлагаемой технике интеграции присутствуют шаги, восстанавливающие движение энергии и инициирующие ее трансформацию, восстановление энергии ци и коррекция картины мира, что ведет к новым, более адекваттным решениям.

В нашей модели тело рассматривается как инструмент восприятия. Как известно, любое событие или его фрагмент, представленный в виде образа, порождает набор ощущений в различных телесных уровнях. Каждое из таких ощущений имеет эмоциональную окраску. В тех зонах тела, где имеются блоки, обычно присутствуют негативные эмоциональные переживания. Они представляют собой привычные (выученные) эмоциональные реакции, мало зависящие от реального хода событий: эмоциональная реакция возникает не столько на внешние обстоятельства, сколько на порождения картины мира данного человека. Каждая такая реакция обусловлена блокировкой движения энергии ци, ее распадом на составляющие инь и ян и скоплением янской или иньской энергии в соответствующей зоне тела. Этот процесс, в свою очередь, обусловлен наличием там телесных блоков.

Рассматриваемая ниже техника предполагает умение восстанавливать по характеру ощущения как старые ситуации стресса, приведшие к формированию блока, так и актуальные ситуации, имеющие отношение к данной проблеме. Это умение представляет собой один из вариантов практики «выслеживания», описанной нами в предыдущих статьях. В данном случае эта практика включает следующие шаги.

  1. Расфокусировать внимание во всем теле и за его пределами.
  2. Представить образ проблемной ситуации.
  3. Найти различные телесные ощущения, возникающие в процессе такой визуализации.
  4. Осознать характер и структуру телесного ощущения в выбранной зоне тела.
  5. Определить эмоциональную окраску.
  6. Вспомнить набор эпизодов личной истории с такими же телесным ощущением и эмоциональной окраской. Эта техника позволяет по любому дискомфортному ощущению восстанавливать развитие данного стереотипа восприятия.

Перейдем к обсуждению техники интеграции. Нам будет удобно использовать модель телесных уровней, основанную на представлении о семи чакрах. Каждая чакра рассматривается здесь как центр восприятия, и с каждой из них связывается соответствующий телесный уровень. Телесные блоки в такой модели классифицируются в соответствии с телесными уровнями. Можно говорить о блоках первого уровня, второго и т.д. Наличие блоков на данном уровне означает снижение чувствительности этого уровня и постоянное присутствие некоторого напряжения, дающего стандартную для данного человека эмоциональную окраску, слабо зависящую от реальных обстоятельств. Это ведет к искажению восприятия и картины мира.

В стандартной модели можно очень условно дать универсальную классификацию нарушений эмоционального восприятия.
1 уровень — беззащитность, бессилие, безнадежность, панический ужас, сексуальное отвращение;
2 уровень — паника, страх общения, тревожность, сексуальные страхи и отвращение, нестабильность, страх будущего, раздражительность, неуживчивость.
3 уровень — агрессия и страх, патологическое самоутверждение, соперничество по любому поводу.
4 уровень — одиночество, покинутость, обиды, чувство несправедливости, невостребованности, ненужности, ненависть, зависть, страдание, униженность;
5 уровень — ощущение тупика, отчаяние, соперничество (только с равными), высокомерие и жалость к себе, стремление все объяснить рационально («все по правилам»);
6 уровень — неверие, безразличие, рационализм, страх чуда, страх веры запрет на творчество.

Приведем для в качестве примера стенограмму демонстрации во время тренинга. Участница тренинга жалуется на конфликт с одним из работников, который «совершенно не хочет выполнять свои обязанности». Во время демонстрации мы предлагаем ей «смотреть» на этот конфликт с разных уровней. Термин «смотреть» означает осознать ощущение и его эмоциональную окраску в данном уровне. Для дальнейшей работы можно воспользоваться упомянутой выше практикой выслеживания.

— Какова самая сильная эмоция? — Гнев. — Где он ощущается? — На третьем уровне. — Посмотри с четвертого уровня, отсюда что? — Безнадежность. — Что с пятого уровня? — Давление и слезы. — Посмотри с шестого уровня. — Все кажется неважным…не хочется спорить… но есть любопытство. — Посмотри с седьмого уровня. — Покой. Принятие. — Теперь взгляни со второго уровня. — Там слезы. — С первого. — Отторжение…

В приведенном примере восприятие вглядит разорванным и противоречивым: отторжение — слезы — гнев — безнадежность — давление — любопытство — принятие и покой. Обычно осознается только одно из этих чувств, причем, в разных контекстах и в разные моменты это могут быть разные чувства. Заметим, что распределение энергий остается фиксированным, т.е. весь набор эмоций постоянно присутствует в теле, однако внимание переключается, в зависимости от контекста, с одного на другое, так что у человека возникает иллюзия, будто он испытвает множество противоречивых чувств.

Первый шаг рассматриваемой здесь техники интеграции состоит в осознании всех присутствующих в теле эмоциональных расколов. Дальнейшие шаги могут быть разной, в зависимости от задачи. Если подходить стратегически, т.е. ставить задачу полногоосвобождения от подобных конфликтов, необходимо воспользоваться техникой выслеживания (см. выше) и подвергнуть все выслеженные эпизоды личной истории энергетической трансформации. Практики трансформации описаны нами в других статьях (авторские версии практики перепросмотра личной истории). Если же задача состоит только в решении данного конфликта, то можно воспользоваться другим приемом, который был также применен в данной демонстрации. Для описания шагов воспользуемся продолжением стенограммы.

— Теперь настройся на седьмой и шестой уровни, и объедини их… И добавь к этому пятый уровень. Что получается? — Отстраненное наблюдение… — Добавь к этому четвертый уровень. Еще больше расслабляя и раскрывая тело, расфокусируй внимание и создай ощущение расширения и раскрытия тела. И пройдись по всем чакрам, добавляя каждый раз новую. Что получается, когда добавляешь четвертый уровень? — Нежелание сохранять конфликт. — Хорошо. Проведем сразу всю медитацию. Раскрой первый уровень и седьмой, создай вертикальный поток, раскрой все уровни и усиливай поток. Чувствуешь его сейчас? — Да. — Посмотри на ситуацию, как она воспринимается с разных чакр. Спроси себя, что сейчас на четвертом уровне? Что на втором? И жди, пока энергии не начнут плавно перетекать друг в друга. Мы сейчас делаем то, что стал бы делать человек, если бы белый свет у него внезпно разложился на семь элементов. Вы знаете, что семь цветов дают видение в белом свете. И представьте себе, что происходило бы, если бы мы смоторели через фильтр, который пропускает только красные лучи. Единственное, что он увидел бы в этой комнате, это слабые очертания вон тех картинок, и еще какие-то редкие элементы красного цвета. Остального бы он не увидел! А потом бы он посмотрел через оранжевый фильтр. Потом через желтый, зеленый и т.д. И через каждый фильтр была бы совершенно другая картинка. И это примерно то же самое, что получилось у Т. Когда она смотрит через один фильтр, она чувствует гнев.Через другой фильтр чувствует слезы. Каждый урвень сам по себе — это настройка на определенный срез. И если мы в этой метафоре соединим все цветовые оттенки, то мы получим целостное видение, — именно то, что мы видим в комнате, и это будет сильно отличаться от красных фрагментов, или от оранжевых… и то, что Т. сейчас делает — это объединение всех цветов, всех оттенков, для того чтобы видеть ситуацию в целом, а не отдельные ее грани. Как сейчас? Посмотри, как видится ситуация в целом? — Как же словами это сказать… — Как ты относишься к этому человеку, что происходит, почему он этого не делает, что ты собираешься с ним делать… — Ну, что касается «почему он не делает» — он задет моим вторжением, он считает, что это его профессиональная территория. — Интересное понимание. Оно не возникало, пока мы смотрели с какого-то отдельного уровня. Здесь есть объемность. Одно дело, когда человек просто упрямый и тупо настаивает, и другое дело, когда мы понимаем, что задеты его мотивы. — А я — давлю… — Тогда получается, что Т. давит, он реагирует, а она чувствует безнадежность и слезы. Тоже интересная ситуация. А зачем тогда давить, возникает вопрос. А когда он возникает — это шанс осознать в себе силу, которая заставляет давить. — Это страх, собственная беспомощность… — Сейчас эта беспомощность есть? — Нет. Я знаю, как мне обращаться с этим человеком.

В данной демонстрации мы использовали приемы расфокусировки и концентрации, а также состояния «быть в первом внимании» (см. предыдущую статью). Итак, рассмотренная здесь техника интеграции состоит из двух этапов. На первом этапе достигается осознание всех расколов, которые сопровождаются застоем энергии в разных телесных уровнях. Второй этап техники заключается в том, чтобы инициировать движение энергии и довести процесс до полной трансформации, одноврменно оставаясь в контакте с проблемным эпизодом.

Об использовании Старших Арканов Таро в процессе системного мышления

В этой заметке мы хотим обсудить некоторые механизмы реализации второго этапа системного мышления. О том, как организован процесс системного мышления и в чем состоит первый этап, см. статьи М.Пальчика «Восстановление энергетических потоков как метод интеграции проблемных состояний» и «Об энергетической модели системного мышления».

Второй этап касается принятия решений, порождения новых перспектив, осознаний и смыслов, и основывается на использовании концентрации. В традиции навык концентрации формируется годами с помощью специальных практик, а также, иногда, за счет драматизации, нагнетания, т.е. создания мобилизующей обстановки. Трудно ожидать, чтобы все эти средства столь же эффективными для современного человека, как в прежние вемена. Тем не менее, в современном мире сохраняется власть архетипических символов над сознанием человека, и тайные смыслы, содержащиеся в них, столь многоплановы, что могут воздействовать на глубинные структуры подсознания в любых контекстах по отношению к любым проблемам как в личной, так и в деловой жизни.

Наше время характеризуется тем, что огромный объем полученной человечеством информации стал общедоступным, или доступным при некоторой минимальной настойчивости. Время легко обращается к опыту любых других времен и любых цивилизаций, и соединяет элементы в новые комбинации. Важно, что получаемые при этом продукты уникальны, в другие времена они были бы невозможны. Поэтому то, что здесь обсуждается — не римейк гадательного Таро. Здесь обсуждается новый прием запуска системного мышления в его самом современном понимании, где элементы Таро используются на строго определенном этапе как служебный, но очень эффективный катализатор дальнейшего процесса системного мышления. Заметим, что это же касается использования в рамках нашего направления других традиционных и новейших архетипических типологий — различных астрологических карт, рун, настоев доктора Баха, гомеопатических портретов и т.д.

Итак, речь идет о новом инструменте, инициирующем вторую фазу системного мышления и действующему так же сильно, как инструмент ритуала в прежние времена. Для создания этого инструмента нами были использованы некоторые элементы ритуала Таро — в первую очередь его (переосмысленная для современных человеческих контекстов) глубинно-архетипическая составляющая, содержащаяся в так называемых Старших Арканах. Она проявляется в форме замкнутого цикла из двадцати двух переходящих друг в друга внутренних состояний человеческого духа. Понятно, что деление на двадцать два этапа — лишь один из возможных способов деления цикла (замкнутого круга) на равные или неравные части. Однако это хорошо разработанная и веками уточняемая традицией структура, поэтому состояния, к которым мы получаем доступ при таком членении цикла, — целостны, а также необходимы и достаточны для осознания всего цикла, внутри которого, на одном из глубинных уровней нашего бытия, мы и движемся в течение всей жизни, независимо от смены контекстов. Настроившись на него, мы можем осознавать именно тот из составляющих его двадцати двух глубинных архетипов, который стоит за данной уникальной задачей, целью или проблемой, в каких бы описаниях она ни формулировалась. Осознание такого архетипа дает мощную культуральную поддержку одинокому в своей проблеме человеку, потому что архетип всегда основан на особой этико-энергетической структуре, т.е. содержит определенное правило точного внутреннего поведения. Можно сказать, что задав актуальный вопрос и вытащив карту, человек попадает в ту зону своей внутренней территории, законы которой выражает эта карта, и тогда эта зона ему раскрывает свое секретное устройство (дословно, «аркан» — тайна). Например, попав на территорию Мага, нужно настроиться на восприятие структуры внутреннего пространства, на принятие самой идеи о том, что оно может оказаться структурированным, и что существуют необходимые для воплощения задуманного пошаговые технологии, т.е. технологии перемещения внутри этой структуры. Попав на территорию Жрицы, человек должен стать представителем тонкого плана в материальном мире. Отсюда можно видеть мир «глазами» тонкого плана и, таким образом, прозревать в нем то, что неочевидно и получить соответствующую власть над ним, а затем использовать эту власть для того, чтобы квалифицированно заботиться о мире от имени и в интересах тонкого плана. В пространстве Шута единственный способ выстоять — отставить сомнения и привычные мыслительные стереотипы, и создать состояние открытости, чтобы адекватно воспринять принципиально новую идею. На территории Суда необходимо внимательно отслеживать свое поведение на внутренней территории, выискивая отжившие стереотипы и отправляя их в небытие, прежде чем они проявятся на внешней территории и повлияют на развитие ситуации. Находясь на территории Умеренности, нельзя оставаться захваченным обычными мирскими желаниями, т.к. материализуются только те желания и цели, которые санкционированы миссией и высшими стратегическими ценностями человека. Обращаясь к Таро по поводу любой актуальной ситуации, человек выходит на один из этих универсальных законов и получает возможность видеть актуальную ситуацию сквозь его призму.

В традиции на том дело и заканчивалось, т.е. человек получал таким образом конкретное указание, как ему действовать в данной ситуации, поэтому решающее значение имело, какая именно карта ему «выпадет». Для того, чтобы карта была вытянута максимально точно, существовал целый ряд ритуальных правил и ограничений, собирающих концентрацию. Однако современный взгляд и, в частности, системный подход, требует учитывать, что все двадцать два правила объединены мощным потоком порождения. Поэтому, образно говоря, войдя в одну из дверей — любую из двадцати двух — человек неизбежно попадает в весь круговорот осознаваемых на данном внутреннем уровне состояний, и в этом смысле не важно, через какую именно из дверей он туда войдет — т.е., иными словами, в нашем подходе не имеет значения, какую карту он достанет. Важно, что упомянутый круговорот немнуемо выбросит его в тематику именно того аркана, который соответствует самойглубинной болевой точке проблемы — независимо от того, с какого аркана начался процесс. И в любом случае человека мощно затягивает на тот глубинный уровень восприятия, где знание об оптимальном внутреннем поведении, влияющем на решение проблемы во внешнем пространстве, высвобождено из-под иллюзии уникальности, и потому неразрешимости, исходной задачи. Запрос картам по поводу проблемы похож на то, как человек протягивает руку, чтобы его втащили на следующий этаж, где его обзор расширяется, и он обнаруживает возможности, которых не видел, находясь внизу, в гуще событий. Иными словами, архетип выводит человека на некую энергетическую формулу точного внутреннего поведения в ситуации, по поводу которой задан вопрос. Кроме того, архетип указывает человеку на то, что такой же внутренний инструктаж получали многие поколения до него. Т.е., с логического уровня в котором он одинок и покинут (Богом), потому что «ни у кого никогда ничего подобного не было», архетип переводит человека на уровень, где за ним стоят поколения поддерживающих и понимающих предков или даже какие-то иерархии высших сил, и ощущение «богопокинутости» исчезает.

Однако, ощущение поддержки и даже получение конкретного совета вовсе не решает проблему. Ощущение поддержки лишь означает присутствие силы, с которой человек может проблему без страха обсуждать, т.е. жаловаться на трудности, «докладывать» о достижениях и разрабатывать дальнейшие шаги. Поэтому контакт с картами Таро по поводу проблемы вызывает бурный всплеск эмоций, стимулируемых такой атмосферой доверительности. Тогда, вытащив карту, человек неизбежно чувствует яркий телесный отклик, за которым легко обнаружить тайные базовые страхи, в конечном итоге тормозящие решение исходной задачи. Если выпавшая карта пугает, то страх проявляется в своем чистом виде; если она радует, то здесь легко применить технику выслеживания положительных эмоций, которая покажет, какой именно страх стоит за данным типом радости (т.к. радость в некоторой конкретной ситуации следует здесь рассматривать как радость избавления от соответствующего страха). Тогда применение карт при решении жизненной задачи дает доступ к тем скрытым страхам, которые и создают препятствия в ее решении. Далее используются практики трансформации энергии (сессия перепросмотра), после чего необходимо снова проверить телесную реакцию на данную карту. Если реакция изменилась, но осталась дискомфортной, то делается следующая сессия выслеживания и перепросмотра. Если же реакции больше нет, но нет и ощущения завершенности, следует задать новый вопрос по поводу ситуации и вытащить еще одну карту, после чего выслеживание телесной реакции на карту и трансформация этой реакции повторяется до тех пор, пока проблема не будет полностью решена.

Ближайшие тренинги

16-18 марта Москва

Медитация в паре

Подробнее
21-24 марта Новосибирск, Центр практик Марка Пальчика

Развитие навыков стрессоустойчивости (БОЧКИ)

Подробнее
8-11 декабря Москва

Модуль I. Как решать личные и деловые задачи с помощью внутренних изменений

Подробнее
13-16 декабря Благовещенск

Модуль II. Управление событиями в бизнесе

Подробнее
16 декабря Москва

Практикум. Решение актуальных задач

Подробнее
19-22 декабря Новосибирск, Центр практик Марка Пальчика

Развитие навыков стрессоустойчивости (БОЧКИ)

Подробнее
20-22 декабря Екатеринбург

Модуль II. Управление событиями в бизнесе

Подробнее
13 января Москва

Практикум. Решение актуальных задач

Подробнее
19-22 января Санкт-Петербург

Модуль I. Как решать личные и деловые задачи с помощью внутренних изменений

Подробнее
23-26 января Новосибирск, Центр практик Марка Пальчика

Модуль I. Как решать личные и деловые задачи с помощью внутренних изменений

Подробнее
28-31 января Новосибирск, Центр практик Марка Пальчика

VIP модуль. Внутренние стратегии развития бизнеса. Бизнес как путь самопознания

Подробнее
2-5 февраля Новосибирск, Центр практик Марка Пальчика

Развитие навыков стрессоустойчивости (БОЧКИ)

Подробнее
7-10 февраля Минск

Модуль I. Как решать личные и деловые задачи с помощью внутренних изменений

Подробнее
23-26 февраля Челябинск

Модуль I. Как решать личные и деловые задачи с помощью внутренних изменений

Подробнее
23-26 февраля Санкт-Петербург

Модуль II. Управление событиями в бизнесе

Подробнее
27 февраля Пермь

Презентация направления

Подробнее
28 февраля-3 марта Санкт-Петербург

Модуль VI. Управление денежными потоками

Подробнее
28 февраля-3 марта Пермь

Модуль I. Как решать личные и деловые задачи с помощью внутренних изменений

Подробнее
8-11 марта Екатеринбург

Модуль I. Как решать личные и деловые задачи с помощью внутренних изменений

Подробнее
12-13 марта Екатеринбург

Энергетическое взаимодействие руководителя и команды

Подробнее
16-19 марта Новосибирск, Центр практик Марка Пальчика

Модуль II. Управление событиями в бизнесе

Подробнее
30 марта-4 апреля Екатеринбург

Тренинг экстремального обучения «пАрные бочки»

Подробнее
13-16 апреля Москва

Модуль I. Как решать личные и деловые задачи с помощью внутренних изменений

Подробнее
26-28 апреля Екатеринбург

Модуль II. Управление событиями в бизнесе

Подробнее
4-5 мая Москва

Энергетическое взаимодействие руководителя и команды

Подробнее
18-21 мая Шатель, Франция

Модуль I. Как решать личные и деловые задачи с помощью внутренних изменений

Подробнее
1-4 июня Москва

Модуль I. Как решать личные и деловые задачи с помощью внутренних изменений

Подробнее
15-30 июня Перу

Стратегия жизни: путь к себе. Уроки древних цивилизаций или по следам империи инков.

Подробнее