Центр бизнес-
консультирования
и образования

Медиатека

11 Август 2014 Марк Пальчик

О психотерапии болевого синдрома и негативных эмоциональных состояний.

1. Введение

Болевой синдром и болезнь вообще воспринимаются обыденным сознанием как удары судьбы, идущие извне и обусловленные объективными физическими причинами. Это же касается и эмоциональных реакций на внешние события.

Принято также думать, что если для боли есть физические основания, такие как травмы, повышенное кровяное давление, воспаления, инфекционные поражения, родовые схватки и т.п., то эта боль (или болезнь, или дискомфорт) не может быть преодолена без физических же, т.е. медикаментозных средств.

Самое нематериальное из применяемого для борьбы с болевым синдромом, это суггестия и аутосуггестия, которые, впрочем, с точки зрения целостного организма, действуют так же, как обычный анальгетик: отключают болевой сигнал, делая его недоступным восприятию. Т.е. — снижают чувствительность тела .

Если в этом месте напомнить о христианском принципе принятия страдания , который таким образом грубо нарушается, это может быть воспринято как неуместное морализаторство, ведь речь идет о реальных человеческих страданиях. Эта тема — яблоко раздора между священником и врачом.

Впрочем, этот раздор существовал не всегда и не везде. Известно, что человек, живущий в духовной традиции, может бороться с болью, следуя принципам, диаметрально противоположным современным медицинским. Т.е., чувствительность тела у него повышена, однако ситуация травмы или болезни не вызывает у него напряжения, страха, спазма, неприятия, он не борется с болью, а безоговорочно принимает ее — как волю Божью — и «чудесным образом» становится для нее прозрачен.

В христианской традиции тема принятия страдания особенно акцентирована. Страдание рассматривается как обязательная часть духовного развития, посланная Богом. Только приняв страдание, человек может обрести покой и радость (т.е., исцелиться).

К сожалению, вне рамок традиции крайне затруднительно понять термин «принять страдание» — так же как и термин «смирение». Современному человеку, не обремененному верой, потребовалась бы «технология принятия страдания».

В каком-то смысле, наша статья посвящена описанию такой технологии. При ее разработке мы основывались на моделировании различных духовных традиций. Один из результатов моделирования может быть сформулирован следующим образом: существует единый универсальный принцип (осознание и осознанное усиление страдания), отражающий глубинную структуру разных традиций.

На технологическом уровне этот принцип выглядит достаточно парадоксально — идти навстречу боли или страху, усиливая страдание. [1] При этом используется универсальный технический прием — особым образом расслабить тело и расфокусировать внимание в этом процессе (подробнее — см. следующие разделы данной статьи). Человек, идущий в этом процессе до конца, достигает парадоксального («чудесного») результата: боль (или страх) внезапно начинают трансформироваться в ощущение физического и душевного комфорта, покоя и готовности к новым конструктивным действиям. Негативные эмоции трансформируются в принятие, спокойствие и понимание. Важной особенностью этого процесса является то, что не только исчезает физический дискомфорт, но также меняется и часть картины мира.

Может ли средний современный человек научиться так работать с болью и болезнью? Проведенные нами многолетние исследования позволяют ответить на этот вопрос утвердительно.

Подчеркнем, что полное исцеление подразумевает не только устранение физических симптомов (и самой болезни), но и трансформацию их духовных составляющих. Для этого необходимо сделать еще ряд шагов, по умолчанию присутствующих в духовных традициях. Мы дали описание этих шагов в другой статье /2/, оформив их в виде циклической последовательности трех духовных практик. Этот цикл прослеживается во всех духовных традициях, включая христианскую .

Если кратко, то эти шаги сводятся к следующему. «Выследив» боль или болезнь (см. раздел 3), необходимо трансформировать ее в комфортное состояние, используя специальные практики (см. раздел 6). Далее следует повторно воспользоваться технологиями раздела 3, позволяющими осознать, как изменилось при этом эмоциональное состояние, какие новые идеи возникли взамен негативныхмыслей , как изменился данный фрагмент картины мира . Осознав это новое, исцеленное на всех уровнях тела, души и духа состояние, следует утвердить его новым для себя, конструктивнымпоступком ( практика неделания — см. /2/) , лишь после этого данный фрагмент работы по самоисцелению можно считать завершенным. При несоблюдении многоуровневого принципа подобной работы болезнь тела будет возвращаться вновь и вновь. Другими словами:

  • нельзя вылечить тело, не изменив картину мира (не «вылечив душу»),
  • нельзя изменить картину мира, не вылечив тело.

В этом принципе проявляется системный подход к исцелению, когда душа и тело рассматриваются как части целостной системы.

Таким образом, предлагаемые здесь технологии являются многоуровневыми, направленными на достижение целостности, и включающими одновременно два направления действий: одно — на уровне тела, другое — на уровне картины мира.

Наш опыт и опыт большого числа людей, освоивших эти технологии работы с болью и другими дискомфортными телесными, эмоциональными и ментальными состояниями, позволяет констатировать следующее. Современный человек в состоянии самостоятельно и осознанно справиться с такими напастями, как головная боль любой этиологии, язва желудка, гинекологические заболевания (в частности, фригидность, бесплодие, некоторые опухоли, в том числе мастопатия), зубные, невралгические, ревматические, сердечные боли (включая инфаркт миокарда), аномалии кровяного давления, аллергия, астма, псориаз (в том числе, врожденный), болевой синдром разнообразной этиологии в печени, почках, позвоночнике и т.д., боли воспалительного (включая герпес) и травматического происхождения (включая переломы) — и многое другое. Список все время растет, т.к. психологи врачи различных профилей, а также их (бывшие) клиенты, освоившие данный метод, применяют его к лечению все новых и новых заболеваний.

2. Понятие «энергия»

Говоря об энергетических практиках, необходимо более точно условиться о том, что под этим понимается. Энергетические категории используются [2] в разных традициях. Принято говорить о приемах работы с энергией и ее трансформации. Например, в даосской традиции для этого используются телесные практики. То же самое происходит в индийской традиции. В христианской традиции нет категории «энергия», но, по сути, многие процессы, включая покаяние, исповедь и некоторые виды ежедневных молитв есть не что иное, как энергетические практики (в указанном ниже смысле), и можно показать, что их результатом является трансформация энергии.

Термин «энергия» хорошо освоен в медицине — иглотерапевтами и массажистами. Принято говорить об управлении движением энергии по меридианам при помощи игл или массажного воздействия. В технологии, которую мы хотим предложить, эти же эффекты достигаются с помощью особых приемов концентрации и расфокусировки внимания, и эти приемы также удобнее всего описать в терминах управления энергией. Концентрацию мы будем связывать с энергией ЯН, расфокусировку — с энергией ИНЬ. [3])

Поэтому мы хотели бы дать более точное определение понятию энергия.

Ситуация здесь напоминает то, что известно в физике о таких категориях, как температура, или количество тепла, или давление, или о других подобных.

Возьмем, например, понятие тепла . Субъективно тепло воспринимается как некая субстанция, которая может передаваться от более нагретого тела к менее нагретому . Например, мы можем чувствовать передачу субстанции тепла, если используем печку, или уход тепла (или приход холода) через раскрытое окно. В действительности, однако, понятие тепла в физике вводится как средняя кинетическая энергия молекул, но не как самостоятельная субстанция. Газ, или жидкость, или твердое тело состоят из большого количества молекул, которые движутся с определенными средними скоростями. Повысить количество тепла означает повысить скорость движения молекул. То есть, самой субстанции тепла не существует, это лишь способ описания определенных коллективных изменений в поведении множества частиц или в системе многих взаимодействующих друг с другом элементов.

Та же самая идея лежит в основе энергетических описаний. Мы введем термин энергия , который будем использовать применительно к живым системам. Подобно ситуации с теплом, мы не можем настаивать на реальном существовании энергии как субстанции. Тем не менее, можно говорить обэфирной энергии (энергии тонких телесных ощущений), астральной энергии (энергии эмоций) и других типах энергии, которые свойственны живым организмам — понимая под изменением энергии определенные коллективные процессы в теле (см. ниже). Субъективно любой из этих типов энергии действительно воспринимается (подобно теплу) как некая субстанция, которая движется в теле, может быть выведена за его пределы, как-то перераспределена внутри тела и т.д.

Введя понятие «энергия», мы можем ввести также понятие  «управление движением энергии», понимая под этим перераспределение ощущений внутри тела или изменение эмоционального состояния. В предлагаемой здесь технологии это управление осуществляется с помощью приемов концентрации и расфокусировки внимания.

Итак, мы будем понимать под категорией энергия , или под словами изменение энергии , множество микроскопических физиологических процессов, происходящих в клетках и органах. Мы не управляем каждым микропроцессом в отдельности (как это происходит при воздействии медицинских препаратов) — так же, как не управляем отдельно каждой частицей газа или жидкости в процессе подогрева или охлаждения. Вместо этого мы осуществляем коллективное, коррелированное воздействие на систему многих процессов в теле (подобно тому, как меняем целостное состояние жидкости или газа).

Тем самым достигаются функциональные и физиологические изменения определенных подсистем организма. Субъективно это будет восприниматься как изменение состояния, облегчение страдания (и, в конечном счете, исцеление на физическом уровне), которое достигается с помощью перераспределения энергии или ее трансформации (изменения качества). Боль в этом случае может рассматриваться как «сгущенная» эфирная энергия ( ян или инь ), которую мы можем перераспределить и тем самым создать ощущение комфорта и здоровья (энергию ци ). За этим стоит реальное изменение множества физиологических процессов в клетках, в нервных окончаниях, в нервных путях, в органах и т.д. Каждое коллективное изменение управляется определенным напряжением нашей воли и концентрации [4].

Если принять понятие эфирной энергии , как оно определено выше, то можно говорить о реальном распределении эфирной энергии в теле. Т.е. мы можем ввести понятие плотности эфирной энергии, как в физике вводится понятие плотности тепловой энергии или плотности вещества в неравновесных процессах. В разных точках тела локальное количество эфирной энергии будет разным. Мы можем описать это некой функцией, зависящей от координат точек внутри тела.

Рассмотрим теперь понятие эмоциональная (в традиции — астральная) энергия. Любое эмоциональное состояние можно связать с определенным распределением эфирной энергии. Тогда можно говорить об эмоциональной (или астральной) энергии как о функции, зависящей от распределения эфирной энергии. (В математике функция, зависящая от распределения, называется функционалом .)

Например, постоянное уныние может сопровождаться концентрацией эфирной энергии определенного качества в области горла и верхней части легких, а также в области крестца и т.д. Другое эмоциональное состояние, например , состояние агрессии, будет связано с концентрацией эфирной энергии в области солнечного сплетения и дефициту энергии в области груди и нижней части туловища.

Субъективно это воспринимается как следующее правило: каждому эмоциональному состоянию соответствует определенный набор ощущений в теле, — и наоборот, каждому набору телесных ощущений соответствует определенное эмоциональное состояние. В дальнейшем болевой синдром будет рассматриваться как некоторое распределение ощущений. Тогда из вышесказанного следует, что любой боли можно сопоставить некоторую эмоцию. Другими словами, всякая боль имеет эмоциональную окраску.

Это важно понимать, если мы хотим как-то освоиться с фактом возможности выслеживания боли (см. следующий раздел).

Можно также ввести понятие астральной энергии ци , а также астральных энергий ян и инь. К янскому типу относятся эмоции, связанные с агрессией, к иньскому типу — связанные со страхом.

 

ИНЬ (Материя) ЯН (Дух)
Чувствительность
Восприимчивость
Укорененность (как чувствование контекста)
Стабильность
Активность
Воля
Творчество
Изменчивость

В случае патологии возникают следующие эмоциональные тенденции:

 

Эмоции, связанные со стремлением к сокращению своей территории: Эмоции, связанные со стремлением к расширению своей территории:
Обида
Горе
Вина
Жалость к себе
Покинутость
Страх
Беспокойство
Подавленность
Беспомощность
Безнадежность
Бессилие
Депрессия
Уныние
Недоумение, растерянность
Незащищенность
Досада
Тревога
Отчаяние
Гнев
Агрессия
Раздражение
Ярость
Надменность
Протест
Злость
Злорадство
Радость избавления
Соперничество
Язвительность
Возмущение
Давление
Насмешка

Соответственно, эфирная энергия янского типа ощущается как сухость, жар, повышенное давление, острые, рвущие, колющие боли и т.д. Эфирная энергия иньского типа — как пустота, холод, влажность, тянущие, ноющие, тупые боли и т.д. (Этот факт известен в чжэнь-цзю терапии.)


[1] В современной психологии аналогичным является метод парадоксальных намерений В.Франкла /1/.
[2] См. книги Мантэк Чиа, С.Айенгара, Гиты Айенгар и многие другие.
[3] Ян — Инь — полярные категории, принятые в китайской философии: ян — активное, легкое, твердое начало; инь — пассивное, тяжелое, мягкое. С энергией Ян традиция связывает Дух, с энергией Инь — материю.
[4] Неосознанно люди нередко используют подобные приемы, при этом исцеление воспринимается как случайность или чудо. Известно, например, какую роль играет в процессе исцеления вера больного в результат. С другой стороны, множество заболеваний является психосоматическими, т.е. имеют психологические корни. Это означает, что с помощью определенных внутренних манипуляций люди могут как создавать болезнь, так и избавляться от нее. К сожалению, эти процессы спонтанны, не осознаются, и механизмы, стоящие за ними, требуют серьезного исследования. Данная работа является одной из попыток осуществить такое исследование.
Литература: 
/1/ Франкл В. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс.
/2/ Пальчик М.Я. Структура духовных практик / Вестник интегративной психологии, вып.1. — Ярославль, 2003.
Статья опубликована в сб.: «Психотерапия в социальной работе». Ярославль, 2004.

3. Понятие «выслеживание». Предпосылки выслеживания болезни

Ниже мы хотим описать технологию, которая позволяет реализовать описанные в предыдущем разделе энергетические соотношения. Она позволяет по заданному распределению эфирной энергиив теле, т.е. по характеру боли, определять, из какого эмоционального состояния она появилась (т.е. какая эмоциональная энергия ей соответствует). Затем, действуя таким же образом, мы будем устанавливать («выслеживать»), какой уникальный набор мыслей или жизненных эпизодов лежит в основе этого эмоционального состояния. Назовем эту технологию «выслеживанием себя».Выслеживание себя — это движение в направлении ощущение — эмоции — мысли — события. (В индийской традиции эта иерархия представлена системой тонких тел человека.) Оно позволяет осознать связь боли с тревожащей мыслью, эмоцией или событием. Другими словами, установить связь болезни и неадекватного фрагмента картины мира или стереотипа реагирования (см. введение).Установить эту связь можно следующим образом. Вспомните какой-нибудь конфликт, или неприятного вам человека. Создайте ассоциированный образ — яркий, объемный, цветной, включающий движение и звуки, и всматривайтесь в тот момент ситуации, где она переживается наиболее остро. Задайте себе вопрос: какую эмоцию я переживаю? И другой вопрос: где эта эмоция ощущается в теле? Обычно эмоция сопровождается ощущением дискомфорта в нескольких местах, но наиболее сильно в одном — в груди, в солнечном сплетении или где-либо еще. В наиболее сильных случаях эмоция переживается как болевое ощущение: человек может почувствовать боль в сердце, или стесненность дыхания, или болезненный спазм в желудке, или боль в спине — и т.д. Эмоциональные люди хорошо знакомы с этим явлением.В том случае, если эмоция не слишком сильная, дело ограничивается ощущением легкого дискомфорта. Так и происходит в большинстве ситуаций.Итак, мы имеем в виду следующее, достаточно банальное утверждение. Каждое неадекватное эмоциональное переживание или негативная мысль сопровождаются ощущением дискомфорта или болезненным ощущением в теле.Обратное утверждение (заявленное в начале данного раздела) не столь очевидно, как первое:каждое болевое ощущение или ощущение дискомфорта в теле, или даже ощущение усталости сопровождается легким эмоциональным переживанием . Оно сопровождается либо легким переживанием уныния или беспокойства, страха, депрессии, переживанием тупика, иногда присутствует оттенок обиды, или бессилия, подавленности, либо это чувство легкого раздражения, агрессии, протеста, возмущения, чувство несправедливости и т.д.

Технология «выслеживание себя» включает следующие шаги.

  1. Расслабить тело и, используя периферийное внимание, прочувствовать болевой синдром. При этом боль может слегка усилиться (осознаться).
  2. Определить эмоциональную окраску боли. Некоторые люди легко могут сопоставить ощущению цвет, что может служить промежуточным шагом. Отметим, что на этом этапе недопустим интеллектуальный подход. Знание эмоциональной окраски возникает как догадка, озарение. Для успеха в этом необходимо расфокусировать внимание и концентрироваться на процессе расфокусировки, воспринимая болевой синдром как некое целостное объемное образование.
  3. Для некоторых людей предыдущий шаг кажется затруднительным. Тогда они могут помочь себе вопросом, на что похожа эта боль, если ее воспринимать как намек на какие-либо отношения или события. Другим людям полезно просматривать визуально разные эпизоды до тех пор, пока какой-либо из них не вызовет легкого усиления (реже — ослабления) боли.
  4. Когда эмоция осознана, можно задать себе вопрос: где, когда, с каким человеком переживалась эта эмоция, или — какие мысли вызывают эту эмоцию? Как правило, это фрагмент отношений с человеком, с которым вы виделись или говорили накануне — сегодня или в один из ближайших дней. Возможно, за этим стоит тревога по поводу каких-то семейных или деловых обстоятельств — и т.д.
  5. Как только вы вспомните это, зафиксируйте возникший при этом визуальный образ — человека или обстоятельств, вызывающих эту негативную эмоцию.
  6. Теперь делается проверочный шаг . Сделайте этот образ ассоциированным, ярким, цветным, объемным, живым, т.е. таким, чтобы эмоция стала более проявленной. Если боль усиливается (в редких случаях — ослабевает), эпизод найден правильно. Если же боль никак не откликается, то эпизод, скорее всего, является надуманным. Некоторые эпизоды могут относиться к детскому возрасту, т.к. серьезные заболевания начинают формироваться еще в том периоде.
  7. Просмотрите свою жизнь до самого детства и найдите еще несколько эпизодов, где было похожее переживание. Оно связано с совершенно другими людьми и обстоятельствами, и возможно, относится к периоду раннего детства, но так или иначе мы отбираем только эпизоды с той же самой эмоциональной реакцией. Содержательно события могут быть разными, логически никак не связанными, из разных периодов жизни.
  8. Проверьте, что каждый из найденных эпизодов имеет отношение к этой боли. Для этого создайте яркий образ каждого эпизода, как в п.3, и убедитесь, что это усиливает боль.

Результатом этих действий является некоторый список событий, распределенных по жизни от детского возраста до настоящего момента. Все эти события имеют единый внутренний смысл и могут рассматриваться как история формирования данного неадекватного стереотипа реагирования. Этот стереотип является тем самым фрагментом картины мира, который поддерживается болезнью — и в то же время сам поддерживает болезнь. (В системном подходе нельзя корректно задать причинно-следственные связи).Эту технологию можно рассматривать как своего рода расширение обычной медицинской диагностики.Нам думается, что для придания этому расширению объективного смысла можно было бы воспользоваться приборами БОС . (Здесь требуются дополнительные исследования.) Это позволило бы сделать эфирную или астральную энергию категориями, измеряемыми экспериментально. Тогда соответствие между эмоцией и болевым синдромом заданного характера может приобрести статус объективной закономерности.До тех пор, пока эти исследования не проведены, мы вынуждены использовать индивидуальную тренировку клиента, обучая его навыку самостоятельно устанавливать эмоциональный источник болевого синдрома. В итоге это дает возможность, при некоторой практике, по болевому синдрому с большой точностью выделить из общей массы те мысли или эпизоды, которые подтолкнули данный организм к данному заболеванию. В разделе 6 мы приводим три стенограммы демонстраций такой работы.Это значительно расширяет возможности существующей диагностики, так как известен обескураживающий факт, что разных людей к одному и тому же диагнозу приводит великое множество разнообразных причин, достаточно далеких друг от друга. Более всего это зависит от индивидуальной картины мира.Диагностировать истинную причину заболевания для каждого человека, с его уникальной личной историей, крайне затруднительно обычными средствами. Однако у каждого человека есть единственный, уникальный набор ощущений, эмоций и мыслей, порожденных, в конце концов, длинной цепочкой событий. Эти события имеют для данного человека один и тот же внутренний смысл, т.е. восходят к единому корню — глубинному мотиву заболевания («миссии болезни»), — хотя содержательно эти события друг на друга не похожи. С помощью предлагаемой выше технологии можно «расследовать», или «выследить», уникальную патологическую цепочку мыслей и событий. Обладая этим знанием, на следующем шаге (энергетические практики) можно полностью устранить действующую для данного пациента причину заболевания.Организм помнит, какие мысли о жизненных событиях породили разрушительную эмоцию, какой именно она оказалась, к каким эфирным изменениям привела (т.е. какие ощущения появились в теле), и к каким физическим последствиям привели данный организм эти эфирные изменения. В каком-то смысле, болезнь сама по себе — это и есть материализация памяти организма о тех стрессовых ситуациях, которые ему пришлось пережить. Рассматриваемая диагностическая технология («выслеживание себя») позволяет расшифровать содержимое этой телесной памяти, а приемы трансформации энергии (в том числе, описанные в этой статье) позволяют устранить болезнь. В каком-то смысле это означает усвоить уроки, содержащиеся в упомянутой цепочке событий. Усвоить урок — значит изменить картину мира и стереотипы реагирования. Как только урок усвоен, болезнь больше не нужна организму. Тогда исцеление — это проявление процесса переобучения (усвоения урока).Сказанное здесь проливает свет на христианские идеи «принятия страдания» и «болезни как части духовного опыта». Человек, подталкиваемый болезнью, вынужден в процессе исцеления переосмыслить свою жизнь, некоторые поступки и отношения с людьми — именно те поступки и отношения, которые привели к данному заболеванию. Тогда идея о том, что Бог заботится о нас, посылая заболевания, не выглядит столь парадоксальной.

4. Техника перемещения и перераспределения энергии в теле

В этом разделе мы введем несколько новых понятий и техник, а также дадим описание некоторых навыков, необходимых для обучения практикам трансформации энергии.Введем понятие янского и иньского аспектов внимания. Янское внимание мы свяжем с концентрацией и способностью влиять на процессы, происходящие во внутреннем и внешнем мире. Иньское внимание мы свяжем с расфокусировкой и способностью чувствовать внутренние процессы, а также адекватно воспринимать и переживать внешние события. Получить представление об этих двух типах внимания проще всего, обучаясь технике перемещения (перераспределения) энергии в теле. Для этого необходимо выполнить следующие практические шаги.

Шаг 1.Найдите своим вниманием точку в середине груди. Попробуйте почувствовать ее, не прикасаясь к ней ничем, кроме «лучика» внимания. Это тренировка концентрации: следует как бы всматриваться изнутри в эту точку, но не визуально, а кинестетически.(Для дополнительной тренировки концентрации можно упражняться в перемещении «лучика внимания» в разных направлениях, осознавая, что в каждой точке тела появляются новые ощущения.)

Шаг 2. А теперь почувствуйте одновременно две точки в теле. Скажем, точку на уровне горла и на уровне живота.Если сконцентрироваться на верхней точке — нижняя потеряется из виду, и наоборот. Если поставить себе цель почувствовать две точки одновременно, внимание, привыкшее к концентрации, фокусировке, на первых порах будет просто бегать от точки к точке со все возрастающей скоростью. Почувствовать их одновременно можно, только расфокусировав внимание. При этом будет осознаваться вся область тела между этими точками. Периферийным (расфокусированным) вниманием гораздо легче улавливать все изменения в окружающей среде. Именно периферийным вниманием охотник схватывает знание о перемещениях добычи. Итак, расфокусируйте внимание.

Шаг 3. Начинайте расслаблять тело между этими двумя точками, и продолжайте расслаблять его до самого конца работы. По мере расслабления вы почувствуете странный эффект — как будто расстояние между этими двумя точками сокращается, и они начинают восприниматься как нечто единое. Чем больше вы расфокусируете внимание и расслабляете тело, тем больше они обнаруживают тенденцию к объединению.Это способ быстро перераспределить энергию в теле (т.е. перераспределить ощущения), в том числе переместить энергию из одной части тела в другую. Навык перемещать энергию (тончайшие ощущения) в теле — это одна из основ практики исцеления, в том числе, на ней основана чжень-цзю терапия, когда иглотерапевт побуждает энергию в теле перемещаться, уравновешивая энергии инь иян .Осваивая свободные переходы от центрального внимания к периферийному, вы обучаетесь самостоятельно взаимодействовать со своими энергиями инь и ян, т.к. центральное внимание несет в себе энергию ян, а периферийное — инь.С центральным и периферийным вниманием связаны две составляющие личной силы . С центральным — воля и активность, способность к осознанным трансформирующим действиям. С периферийным — чувствительность и выдержка, придающие этим действиям адекватность и точность. Способность фокусироваться и воздействовать на мир своей волей развивается не сразу, с чувствительностью же человек рождается, поэтому можно периферийное внимание условно назватьпервым вниманием, а центральное — вторым вниманием [1]. Первое внимание является древним, свойственным всем людям в прежние века, второе внимание связано с интеллектом, и особое развитие получило в ХХ веке, в связи с развитием технологий.Как войти в первое внимание.

  1. Почувствуйте всю переднюю поверхность туловища. Для этого почувствуйте точку в середине груди, затем точку внизу живота, и, расслабляя тело между ними и расфокусируя между ними внимание, почувствуйте их одновременно (как в предыдущем упражнении); затем таким же способом добавляйте чувствование остальных фрагментов передней поверхности тела.
  2. Так же добавьте чувствование всей задней поверхности.
  3. Теперь чувствуйте и переднюю, и заднюю поверхности, и всю внутреннюю часть тела между ними — так, чтобы ощущать все тело одновременно. Теперь вы в первом внимании.

Полезно стремиться к тому, чтобы научиться сохранять фоновое восприятие своего тела при любых формах деятельности. Если вы сделали это своей привычкой, вы будете получать много дополнительной информации из своих телесных реакций на появление и действие рядом с вами различных предметов, явлений, людей.Есть много людей, для которых выполнить шаги 1, 2, 3 представляется затруднительным. Эти люди привыкли использовать концентрацию в ущерб периферийному вниманию, поэтому им трудно осознавать телесные ощущения и эмоциональные состояния. В следующем разделе мы даем специальные приемы, позволяющие до известной степени восстановить телесную чувствительность.

5. Технологии восстановления чувствительности к переживаниям.

В процессе проживания стрессовых ситуаций у многих людей вырабатывается особый защитный механизм, позволяющий снизить силу переживания сложных и травмирующих событий. Бессознательно они овладевают диссоциированным стилем мышления [1]. На телесном уровне это обычно связано с многочисленными телесными спазмами, с которыми вынуждены работать массажисты. Эти спазмы снижают эмоциональную чувствительность, т.к. напряженная мышца менее чувствительна к внешним и внутренним воздействиям. С другой стороны, в этих мышечных спазмах закладываются будущие заболевания.Таким образом, многим необходим специальный тренинг, чтобы восстановить чувствительность к переживаниям. Ниже приводятся описания тренировок, позволяющих это сделать. Эти тренировки полезны также любому человеку, поскольку любой человек существенно снижает свою восприимчивость по сравнению с той, которая была ему доступна в детском возрасте.Рассматриваемая здесь трудность обычно формулируется следующим образом: событие вспомнить удается, а связанные с ним эмоции — нет, они надежно вытеснены.Следующий прием позволяет существенно улучшить доступ к эмоциям, а иногда и сильно пережить любой эпизод.

  1. Возьмите любой пережитый эпизод, где была сильная негативная эмоция.
  2. Войдите в первое внимание (расслабьте все тело и расфокусируйте внимание во всем теле).
  3. Представьте образ ассоциированно, сделайте его ярким-объемным-цветным, движущимся, звучащим.
  4. Теперь расширьте тело вперед, чтобы выбранный образ оказался внутри вас, или почувствовать, что вы касаетесь его (не меняя содержания эпизода и расположения всех объектов). Если образ яркий, объемный и ассоциированный, то вы достаточно остро почувствуете происходящее в нем.

Те, для кого затруднительно выполнить пункт 4, могут использовать следующую тренировку.

Изменение границ тела (тренировка первого внимания).

1. Расслабьте тело, расфокусируйте внимание. Создайте ощущение, как будто вы расширили себя так, что касаетесь противоположной стены. Ощутите качества поверхности. Проделайте то же самое назад, а затем влево и вправо.2. Расширив себя, помещайте внутрь живые и неживые объекты. Научитесь соединяться таким образом с камнями, растениями, животными, пейзажами, с разными людьми, и наконец — с эпизодами, которые хотите трансформировать.

Изменение границ тела в коммуникации.

Выберите партнера и тему, по которой у вас с ним заведомо существуют разногласия. Попытайтесь добиться его согласия двумя способами: как обычно — и из первого внимания, включив его в себя. В каком случае было легче добиться согласия? Сделайте упражнение в обе стороны.

Как усилить ассоциированное восприятие эпизода?

Для этого необходимо смотреть на образ эпизода из ощущения «Я». Ниже даны более подробные пояснения.Задайте себе вопрос: где находится ваше «Я»? Обычно люди воспринимают его как определенное ощущение в теле. Сохраняя контекст выбранного эпизода, найдите это ощущение.Допустим, оно найдется в груди, или в животе, в горле, иногда в голове.Интересно, откуда вы воспринимаете это ощущение «Я».  Где находится внутренний наблюдатель?Вы можете смотреть на образ двумя способами: а) . н аблюдатель и «Я» находятся в разных местах; б). Наблюдатель и «Я» совпадают. Попробуйте смотреть на образ каждым из этих двух способов. В чем разница?Обратите внимание на то, что вы можете перемещать ощущение «Я» из одной точки тела в другую. Фактически, вы можете расположить его в любой точке тела. Это же касается и внутреннего наблюдателя.Используя этот прием, вы всегда можете совместить ощущение «Я»  с внутренним наблюдателем. Такой способ ассоциированного воспоминания дает максимально острое эмоциональное переживание. (Особенно, если вы при этом будете в первом внимании и расширите тело так, как это объяснялось выше.)Расширение границ тела и взгляд изнутри ощущения «Я»  — главные условия правильной работы.

6. Практики трансформации боли и негативных эмоциональных состояний.

В этом разделе даны две техники работы с болью и негативными эмоциональными состояниями, которые также проявляются в теле в виде слабых ощущений дискомфорта (см. раздел 3).

А. Техника трансформации ощущений.

1. Внутренняя подготовка.

Настройтесь на сосредоточенную работу длительностью от 5 до 20 минут.

Независимо от диагноза, найдите в теле болезненный симптом, с которым будете работать. Это может быть боль или другой дискомфорт: тяжесть, распирание и даже просто ощущение усталости.

2. Процесс трансформации боли.

Сконцентрируйте центральное внимание на расслаблении мышц в зоне дискомфорта. Затем, продолжая концентрироваться на расслаблении, расфокусируйте внимание и постарайтесь усилить боль. Очень важно не бояться боли, а наоборот, идти ей навстречу, как бы раскрываясь и принимая ее (христианское принять страдание ).

В процессе выполнения предыдущего шага вы обнаружите, что болезненное ощущение как бы расправляется, расширяется; часто оно начинает распространяться по телу — вверх, или вниз, или вглубь, или наружу. Помогайте ему, сопровождайте его своим вниманием, расслабляя тело по ходу его расширения. Будьте внимательны к его эволюции: оно движется, расширяется или сжимается, а ваша задача — концентрацией подталкивать его в том направлении, в котором оно хочет двигаться, а периферийным вниманием расслаблять ткани по ходу его движения. Этот процесс необходимо продолжать до момента трансформации боли, который непременно наступит.

Проследите, как именно завершится трансформация боли: она может растечься по телу и превратиться в тепло или прохладу, может выйти из тела через кожу, дыхание, мурашки, чихание, может сжаться в точку и исчезнуть, может сжаться — и вдруг взорваться, но уже не болью, а жаром. Может возникнуть ощущение потока, проходящего сквозь все тело. Этот поток может осознаваться не полностью, а в двух-трех местах, например, в затылке, в крестце, в ногах — и более смутно — в остальных частях тела. Вы расслабляете мышцы вниз и вверх и помогаете вытекать энергии боли (или дискомфорта). Иными словами, вы расфокусируете энергию, которая была сжата до болезненной плотности, но воздействуете на нее центральным вниманием, концентрируясь на усилении любых тенденций в ее движении. Вы усиливаете ощущение: оно расширяется — и вы его расширяете, оно перемещается — и вы его подталкиваете, и так шаг за шагом, до самого конца.

3. Проверка.

Когда болевое ощущение ушло, сделайте проверку: какое ощущение возникло на его месте? Если новое ощущение хоть немного дискомфортно, повторите весь цикл работы уже с новым ощущением. Работа завершена, когда во всем теле остаются только комфортные ощущения: легкость, тепло, прохлада, приятная наполненность и т.п.

Стенограмма демонстрации работы с болью в печени.

— Расслабьте область печени, сконцентрируйтесь на расслаблении мышц. Усиливайте ощущение в том направлении, в котором оно пойдет. Если оно остается на месте — усиливайте его на месте, расслабляя мышцы. Помогайте энергии двигаться в том направлении, которое она избрала. Куда она двигается?
— Она расширяется.
— Расширяйте ее дальше, усиливайте ее, расслабляя мышцы. Что происходит?
— Она подходит к коже изнутри.
— Подтолкните ее туда. Важно отбросить все мысли: процесс движения энергии должен занять все внимание. Куда она пришла сейчас?
— Начинает просачиваться сквозь кожу.
— Создайте ощущение, как будто эта область тела открывается, и представьте, что видите, как энергия выходит. Где-то она выходит легко, где-то задерживается. Она застревает там, где тело заблокировано, в этом месте можно помочь массажным приемом. Попробуйте определить, какого цвета выходящая энергия?
— Белого.
— Какова ее консистенция, скорость выхода?
— Это такой белый туман, и он постепенно становится прозрачнее.
— Что сейчас с болью в печени?
— Боли нет, есть ощущение выхода чего-то через кожу.
— Какого цвета туман сейчас?
— Совсем прозрачный.
— Прикиньте, сколько процентов этого «чего-то» еще не вышло?
— Процентов 5.
— Продолжайте расслаблять тело по ходу энергии. Сколько процентов остается?
— Все, вышла.
— Как печень сейчас?
— Там появилось ощущение легкости. А когда процесс завершен, должны быть только приятные ощущения?
— Да, там всегда комфортные ощущения: легкость, свежесть, тепло и т.п.

На первый взгляд, инструкция одновременно расслаблять мышцы и усиливать боль кажется парадоксальной, потому что существует противоположный, известный своей бесполезностью навык — сжиматься навстречу боли и стараться ее не замечать. Это дает слабый и недолговечный эффект, который, однако, воспринимается как единственно возможный: если мышцы напрягаются, то чувствительность снижается и боль ощущается меньше — до поры до времени. А если концентрировать на боли внимание, осознавать ее и принимать с расслабленными мышцами, она будет усиливаться сама по себе, пока не произойдет ее трансформация в ощущение комфорта. Боль — это энергия, «загнанная в угол». Нужно произвести обратное действие, «выпустить ее из угла», она расправляется и быстро возвращает себе свойства нормальной энергии, т.е. ощущается как тепло, легкость, готовность действовать.

До конца в этой работе идти сложно в двух случаях: если не хватает концентрации или если мешают сильные мышечные блоки; в первом случае необходимо тренировать навык концентрации, во втором нужна помощь специально обученного массажиста или, в крайнем случае, оператора (также специально обученного), который будет следить за правильным выполнением шагов и вовремя давать инструкции, помогая направить внимание.


[1] Эти демонстрации выполнялись во время тренинга, поэтому часть комментариев адресована группе.

Б. Техника трансформации «эмоциональных потоков».

Подготовка.

  • Настройтесь на работу в течение 10-15 минут. Иногда это занимает от 2 до 5 минут.
  • Используя практику выслеживания (см. раздел 3), найдите несколько недавних, все еще актуальных эпизодов или мыслей, на которые откликается боль.
  • Расслабьте тело и расфокусируйте внимание.

Теперь вы готовы приступить к процессу трансформации боли.

  • Расслабьте мышцы в той области, где ощущается боль, расфокусируйте внимание в этой области, одновременно концентрируясь на расслаблении мышцы.
  • Сохраняя расфокусированное внимание в этой области, используйте теперь центральное внимание, чтобы создать ощущение, как будто тело раскрывается в самом центре ощущения боли. Направьте концентрацию на расслабление мышцы и создайте ощущение раскрытия тела — как будто тело раскрывается (примерно так, как в старых фотоаппаратах раскрывается диафрагма). Некоторым удобнее представить и ощутить , что поверхность тела в этом месте принимает форму воронки, направленной узким концом вглубь тела и проникающей до самого центра болезненного ощущения
  • Направьте острие концентрации вглубь ощущения боли, продолжая раскрывать, раздвигать ее.
  • Одновременно создавайте ощущение, как если бы какой-то поток выходил из центра боли.
  • Задайте себе вопрос, какого цвета этот поток. Как правило, этот поток имеет неприятные темные или грязно-серые тона. Тем, кто затрудняется увидеть цвет, следует направить все свое внимание на ощущение выхода потока из центра боли.
  • Сделайте все, чтобы поток оставался стабильным, или даже усилился. Для этого можно еще более расслабить мышцы, раскрыть тело и проникнуть глубже внутрь боли. При этом боль может немного усилиться. Если это так, вы получили знак, что действуете в верном направлении.
  • Как только вы добились стабилизации потока, сконцентрируйте все внимание на его цвете и точке выхода, а периферийное внимание распределите на всю область боли и за ее пределы.
  • Поддерживайте это состояние в течение некоторого времени. Вы заметите, что постепенно поток становится более светлым и слабым.
  • Теперь необходимо поместить в поле зрения один из найденных ранее образов. Для этого необходимо центральное внимание направить на образ, продолжая наблюдать цвет потока и болевое ощущение периферийным вниманием. Периферийное внимание необходимо распределить между ощущением боли, цветом потока и образом. Если вы все сделали правильно, то вы мгновенно заметите, что поток становится более интенсивным, а цвет его более темным.
  • Концентрируясь на образе, старайтесь постоянно восстанавливать сильное переживание эмоции. Продолжайте делать это в течение некоторого времени.
  • Вы заметите, что интенсивность потока постепенно начинает падать, а цвет его становится более светлым.
  • Как только это произойдет, переходите к работе со следующими образами, поступая с ними так же, как в предыдущем шаге. Продолжайте этот процесс, переходя от одного образа к другому, иногда возвращаясь к любому из предыдущих и проверяя, как он переживается теперь.
  • Ваша задача при этом — вновь и вновь возвращать эмоциональное переживание — до тех пор, пока вы не заметите, что эмоция потускнела. При этом и поток, несмотря на ваши попытки усилить эмоцию, становится все более светлым и менее интенсивным.
  • Подчеркнем, что на этой стадии вы будете чувствовать, что боль заметно уменьшилась. Однако вы обязаны проявлять максимум скептицизма к этому результату, и постараться вновь усилить боль, делая образ более ярким и эмоционально насыщенным.
  • Продолжайте этот процесс до тех пор, пока эмоция не исчезнет окончательно, а поток не станет сначала совершенно прозрачным, а потом и вовсе не закончится. К этому моменту боль полностью исчезнет, что будет означать завершение процесса.

Примечание 1: После шага 10 или 11 желательно открыть тело тем же способом, каким указано выше, в центре промежности (точка хуэй-инь ) и в центре макушки (точка бай-хуэй ). Одновременно постарайтесь расслабить тело по линиям, соединяющим эти точки с центром боли. Продолжая процесс расслабления, вы заметите, что указанные точки начинают объединяться с источником боли, воспринимаясь как нечто целое (см. раздел 4, шаги 1-3). Тем самым вы добиваетесь, чтобы повреждающая энергия стала выходить также через точки хуэй-инь и бай-хуэй , которые являются важными энергетическими центрами.

Примечание 2. После шага 14 возможны следующие дополнительные шаги.
14а. Распространите периферийное внимание на большую часть тела. Иногда можно заметить, что при усилении образа откликаются другие части тела. Например, если вы работаете с головной болью, может возникнуть реакция в области сердца, солнечного сплетения, в нижней части живота, в спине и т.д. Это будет означать, что переживаемая вами эмоция сопровождается ощущениями сразу в нескольких участках тела.
14б. В таком случае поместите центральное внимание в эту область, создайте, как и прежде, ощущение, что тело раскрывается (как в шагах 2-4) и наблюдайте возникающий здесь поток. Таким образом вы будете одновременно поддерживать два или несколько потоков. Далее вы будете работать до тех пор, пока не закончатся все созданные вами потоки.

Примечание 3. В том случае, если у вас возникают трудности с концентрацией и раскрытием тела, или необходимо раскрыть тело сразу в нескольких точках, как описано в примечаниях 1 и 2, воспользуйтесь дополнительным приемом, который выполняется после шага 1.

Прикоснитесь указательным пальцем или сразу двумя пальцами к той части тела, где вы чувствуете боль, в ее центре, и слегка нажмите, одновременно концентрируясь на расслаблении мышц и расфокусировке внимания в этой области. При этом центральное внимание направлено на центр боли, в самой ее глубине. Далее приступайте к шагу 2. Прикосновение можно сохранять в течение всего процесса, до полного исчезновения боли.

Описанные в этом разделе технологии позволяют работать как с сильными эмоциональными переживаниями, так и с различными типами болевого синдрома — головная, зубная боль, боли во внутренних органах, иногда в позвоночнике и т.д. В большинстве случаев этого достаточно, чтобы боль ушла безвозвратно. Подчеркнем, что этот прием, повторенный несколько раз (а часто и за один раз), может полностью ликвидировать и эмоциональные переживания, и обострение хронического заболевания, которое является источником боли.

Полное исцеление невозможно до тех пор, пока остается неизменной картина мира . Но в случае острого заболевания такая задача обычно и не ставится.

7. Практики исцеления хронических заболеваний.

Симптомы заболевания как знаки внешнего мира.Если ставится задача не просто купировать приступ боли, а избавиться от болезни — нужно проделать более сложную, многоступенчатую работу (см. /2/), включающую в себя описанную выше технику выслеживания, а также реальные поступки, закрепляющие новый стереотип восприятия (практика неделания) .Как мы уже упоминали, суть выслеживания состоит в установлении связи любого физического симптома с соответствующим ему фрагментом картины мира. Когда найдена точная корреляция между симптомом и фрагментом картины мира, необходимо синхронно трансформировать то и другое. Для этого к шагам предложенных в предыдущем разделе технологий добавляются следующие шаги.

  • В начале работы наметить список эпизодов из личной истории, поддерживающих данный симптом (см. раздел 3), и убедиться, что каждый эпизод усиливает симптом. Часть этих эпизодов должна относиться к детскому или подростковому возрасту.
  • В конце работы, когда симптом исчез, проверить, что ни один из эпизодов не вызывает больше телесной реакции. Более того, обработанные таким образом эпизоды не вызывают негативной эмоциональной реакции, меняется отношение к событиям и участвующим в них людям, появляются новые идеи о том, как решать проблемы.

Каждый из таких эпизодов является стрессовой ситуацией, и болезнь есть совокупная память тела о проживании каждого из этих стрессов. Можно убедиться прямой проверкой, что в любой стрессовой ситуации обостряются все хронические заболевания, хотя эти обострения могут быть очень слабыми, на грани возможностей чувствования. Чтобы осознать их, необходимо быть в первом внимании. Обычно обострения не осознаются, т.к. в стрессе люди напряжены и первое внимание оказывается для них недоступным. Поэтому в большинстве случаев обострения проходят, так и не будучи замеченными. Тогда они начинают накапливаться до сильного обострения, которое уже нельзя не заметить.Болезнь превращается в источник знаков внешнего мира , т.к. первое внимание привлекается именно к тем проявлениям внешней реальности, на которое откликается болезнь. Если человек игнорирует знаки, то они становятся все более яркими (иногда драматичными), пока не будут замечены и учтены. В этом смысле, болезнь служит посланием нашего бессознательного (в традиции — Высшей Силы), указывающим на ошибки восприятия, мышления и поступков (ошибки в картине мира). Это идея не нова не только для традиции, но и для современной психологии. В связи с этим можно вспомнить, например, слова А.Минделла: «болезнь — послание человека самому себе».Для полного исцеления необходимо пересмотреть все события личной истории, связанные с данным заболеванием. Необходимо день за днем применять приемы, описанные в предыдущем разделе, в связи с каждым, даже мимолетным проявлением заболевания, выслеживая все события дня. Это необходимо делать вновь и вновь, до тех пор, пока не исчерпается все множество негативных ситуаций в жизни, вызывавших когда-либо эту эмоцию.Это может занять длительное время (месяцы или даже один-два года — при условии ежедневных занятий по 30-40 минут). В нашей практике есть много случаев, когда подобная работа доводилась до конца, т.е. до полного исцеления. В этой работе могут использоваться обе техники, описанные в разделе 6, или любая из них, а также другие техники, ведущие к этому же результату — исчезновению болевого синдрома и эмоциональной вовлеченности.К моменту полного исцеления практикующий начинает замечать, что в его жизни полностью исчезают прежние источники негативных эмоций, связанных с этим заболеванием. По сути дела, меняются стереотипы реагирования на подобные ситуации, человек просто перестает их замечать и вовлекаться в них, провоцируя окружающих на прежнее поведение. Ощутимо меняются картина мира и стратегии собственного поведения. К этому моменту болезнь как послание становится ненужной, и ее отсутствие естественно в новой картине мира. Постепенное исчезновение болезни происходит в процессе изменения картины мира.

8. Заключение и итоги.

Итак, для того, чтобы справиться с болевым синдромом, независимо от его происхождения и медицинского диагноза, необходимо учитывать следующие факты и закономерности субъективного восприятия.

  1. Боль или другое дискомфортное ощущение в теле может субъективно восприниматься как избыточная энергия, которая заперта в больном месте, ищет и не находит выхода.
  2. Энергия субъективно воспринимается как материя более тонкая, чем любая ткань тела, следовательно, никакая ткань тела для движения энергии не является непреодолимым препятствием.
  3. Энергия не только привлекает внимание к себе, но и следует за вниманием; она с ним едина, синхронна.
  4. Отдав боли должное внимание, т.е. не отгородившись от нее, а наоборот, сконцентрировавшись на ней, можно ее при помощи концентрации вывести из тела или распределить по телу так, чтобы избыток энергии уравновесился (трансформировался) и перестал вызывать боль.
  5. Главный акцент при этом падает на телесные ощущения, а не на образы и мысли, потому что результат преследуется не суггестивный, а энергетический: тело должно не представить себя здоровым, а реально стать таковым.
  6. Не менее важный акцент ставится на независимости практикующего, который обучается приемам самостоятельного осознания, перемещения и трансформации энергии собственного тела, и сам добивается должного результата — не завися больше от врача, гипнотизера-психолога или медицинского препарата.
  7. Тем самым, в отличие от многих других методов, данный метод предполагает определенную ответственность и внутреннюю активность клиента, которого не столько лечат, сколько обучают самоисцелению.
  8. Существует неразрывная связь конкретного дискомфортного ощущения в теле с конкретным фрагментом картины мира (эмоциональным состоянием, мыслями и поступком) человека.
  9. Лечение болезни рассматривается как часть более общего процесса исцеления , который затрагивает как телесную патологию, так и патологию картины мира.
  10. Полное исцеление достижимо только, если одновременно устраняются физиологические проявления болезни и ее духовные проявления, т.е. искажения картины мира.

Итак, чтобы самостоятельно работать с болью или с любым другим дискомфортным состоянием, необходимо научиться осознавать свои ощущения (а также эмоции и мысли) и решиться взаимодействовать с ними. Странно звучит, но современному человеку не так легко осознать, что именно чувствует его тело, какую эмоцию оно переживает, какая мимолетная мысль вызвала эту эмоцию… Поэтому в разделах 4 и 5 мы дали описание некоторых приемов, позволяющих, при должном упорстве, получить доступ к собственным ощущениям и научиться самоисцелению, а в разделе 6 мы сформулировали последовательности технических шагов для достижения этого результата. К сожалению, требуется особое упорство, воля и вера в успех, чтобы воспользоваться этими технологиями самостоятельно. Таким образом, навык самоисцеления доступен людям, у которых достаточно развита или восстановлена телесная чувствительность ( иньский аспект личной силы), а с другой стороны, имеющим сильную волю и развитую концентрацию ( янский аспект).По нашим наблюдениям, развить навык самоисцеления оказывается возможным далеко не для всех людей. Профессии врача или психолога не дают преимуществ в решении этой задачи. Врач или психолог не сможет обучить своего клиента данным приемам, если не владеет ими сам, т.е. не может трансформировать собственную боль или болезнь. Здесь во всей полноте действует принцип — «Врач исцелися сам».Мы утверждаем, однако, что потенциально на это способен каждый. В частности, если практикующий обнаруживает, что у него не хватает чувствительности, он может использовать техники из разделов 4 и 5. Если же он обнаруживает, что его воля и стремление к результату ослабевают и включаются различные формы внутреннего саботажа (некогда, не получится, непонятно, проще принять таблетку и т.д.), то он может выследить истоки этого явления в себе и подвергнуть его энергетической трансформации, как это описано в разделе 6. Наконец, в том случае, если человек убеждается, что не готов еще управлять собой самостоятельно, он может постоянно пользоваться поддержкой специально обученного инструктора — до тех пор, пока не исцелится.


Три стенограммы демонстраций работы с «эмоциональными потоками»[1].

Демонстрация 1. Острая боль в ухе.

— Каков характер боли?
— Сильные колики.
— Эмоциональная окраска боли?
— Страх.
— Вспомни, где был такой же страх.
— Обычно в школе, много таких эпизодов.
— Вспомни ассоциированно о каком-нибудь конкретном эпизоде в школе.
— Вспомнила.
— Как реагирует боль?
— Колики сильнее.
— Значит, выследили правильно, это действительно страх именно такого рода. А теперь — вспомни, о чем ты думала, когда шла обедать?
— О том, что мне не хочется работать в паре:
— Вспомни момент, когда я давал инструкцию. Если бы ты стала работать в паре и попробовала кому-то давать инструкцию?
— Боль усиливается.
— То ощущение похоже на страх перед невыученным уроком?
— Да.
— Смотрите, одна мысль промелькнула — и появляется боль. Мы дольше сейчас добирались до этой мысли, чем она длилась. А теперь, когда мы выяснили, я бы хотел провести полную сессию воздействия. Мы выследили болевой синдром, теперь можно его трансформировать.
— Вспомни как можно больше конкретных эпизодов из школы или раннего детства, когда тебе было страшно.
— Их много!
— Выбери самые основательные эпизоды. Два, три, пять — самые сильные.
— Нашла.
— В первом эпизоде сколько тебе лет?
— Они все возраста 6-7 классов.
— Теперь расслабь мышцы в той области, где чувствуешь боль : покажи центр этого места: там, где центральная часть уха — ты ощущаешь там свое тело, не правда ли?
— Да.
— Теперь создай такое ощущение, будто все мышцы в этой точке расслабляются, и этот центр как будто начинает раскрываться. Как будто там такая воронка вглубь тебя образуется, как будто тело раздвигается, распахивается или раскрывается, как диафрагма в старых аппаратах. И сразу начинает что-то выходить. Какого цвета?
— Не вижу цвет.
— Тогда почувствуй выход, создай ощущение выхода — как будто какая-то субстанция начинает вытекать. А теперь — какого она цвета?
— Синего.
— Отлично — и какова она на ощупь — теплая, холодная? Густая или газообразная? Еще сильнее расслабляй эту область, как бы еще больше раскрывай, открывай, открывай. Теперь — усиливается?
— Да.
— Теперь расфокусируй внимание в этой области, продолжая ее раскрывать — и посмотри, ОТКУДА идет эта энергия? Ее источник где-то в глубине тебя. Где? В голове: или в груди, или в затылке: или в плечах:
— Из плеча и груди.
— Хорошо, молодец. А теперь расфокусируй внимание так, чтобы обе эти точки оказались в сфере твоего внимания, и ухо тоже, и как будто вся энергия вытекает через это пространство. А теперь ты можешь создать ощущение, что открываются и грудь, и плечи, и ухо одновременно. И у тебя возникнет целых три потока. Получается? Какого цвета энергия там и там?
— Везде темная.
— Хорошо. А теперь продолжай расфокусировать внимание до тех пор, пока все эти три точки — в области груди, плеча и уха — соединятся. Расфокусируй, расслабь все эти точки и пространство между ними, оно начинает соединяется — и энергия выходит. Хорошо. А теперь, продолжая это делать, смотри на ту ситуацию, которая вызывает страх — в шестом или седьмом классе: ассоциированно переживай свой страх: если ты получаешь ощущение страха, то ты заметишь, что поток потемнеет или усилится. Ты видишь?
— Да, вижу.
— Отлично. И, очень сильно расслабляя тело, продолжай работать с энергией, концентрируясь на потоке и одновременно глядя в ту ситуацию и переживая страх. Больше ничего не надо делать, просто переживай страх и расслабляй мышцы. До тех пор, пока страх исчезнет.
— В этом эпизоде страха уже нет.:
— Хорошо, переходи к следующему эпизоду. Опять то же самое, ты видишь, что поток сначала темнеет, и ты опять расслабляешь мышцы, концентрируешься, и работаешь так со вторым эпизодом. И когда страх начинает уменьшаться, можешь сразу переходить к третьему и четвертому эпизодам — ты можешь теперь работать с двумя-тремя эпизодами сразу — и время от времени возвращаешься ко второму и первому эпизодам, чтобы проверить, насколько там все чисто — и каждый раз, пока страх еще остается, ты будешь обнаруживать, что поток темнеет.
— Возникло новое напряжение — в ноге!..
— Хорошо, расслабляй мышцы там — открой, расслабь мышцы крестца, копчика и промежности, и мышцы ног, и открой ноги там, где есть напряжение, обязательно открой подошвы, тоже создавая такое ощущение раскрытия тела — и там тоже будет энергетический поток. И почувствуй, как энергия через ноги вытекает, но он берет начало там же — он связан с ухом, с шеей, грудью:
— Да!
— И снова вспоминай тот эпизод, который откликнулся еще и в ноге. Это может быть достаточно сильный страх — такой, что захотелось убежать. Видите, какая большая работа стоит за мелким симптомом! Болеет все тело; то, что реагирует определенный орган — это уже детали. Л. сама обнаружила, что тот симптом, который она ощущает в ухе, связан и с шеей, и с плечом, и с сердцем, и с ногой, и с нижней частью живота — и все эти области как бы соединены. Так проходит меридиан. Как себя чувствуешь? Ухо еще болит?
— Нет.
— Посмотри теперь те эпизоды, с которыми ты разбиралась.
— Если бы я там сейчас оказалась, я бы совсем по-другому реагировала.
— По-другому? Тогда все в порядке.

 

Демонстрация 2. Боль внизу живота (при беременности).

 

— Какова эмоциональная окраска боли в животе?
— Страх.
— Страх чего?
— Остаться одной:
— Какой внешний повод был для этого страха — сейчас, пока шли все эти демонстрации, перерыв? Какая-то мысль, какое-то впечатление? Просматривай все это, вспоминая момент, когда живот начал болеть.
— Когда Л. здесь сидела.
— Да, и то, что она говорила, и то, что здесь происходило, вызвало у тебя какую-то ассоциацию. Какая мысль промелькнула там, когда ты слушала Л. и смотрела?
— Ну, я же тоже училась в школе:
— И какой-то эпизод всплыл, да?
— Да.
— Ну-ка, вспоминай этот эпизод сейчас еще раз.
— Угу.
— И когда ты вспоминаешь это ассоциированно, что происходит с болью? Немножко живее туда войди, в разные эпизоды — а периферийное внимание расфокусируй во всей этой области, и в солнечном сплетении, где ты показала, и в животе — и смотри, на что откликается живот?
— Что я сижу вот перед Вами, и Вы так спрашиваете:
— А в том эпизоде тоже есть такой момент?
— Да.
— Так, живот реагирует?
— Да.
— Ну, прекрасно. Т.е., иногда мы вспоминаем эпизод, но не в том моменте. Нужно походить туда-сюда . Все понимают это? Ладно. А теперь вспомни несколько эпизодов из прошлого, из школьных времен, или даже еще из детских, где у тебя был такой страх — есть?
— Да. Страшно, что обо мне плохо подумают.
— Чем больше таких эпизодов, тем лучше, и чем они более детские , тем лучше — самый первый эпизод к какому возрасту относится?
— 4-5.
— Что там было?
— Мама уходила на работу.
— А, и ты оставалась одна. И когда о тебе плохо думают, ты тоже остаешься одна, да?
— Угу.
— Наверно, мама плохо о тебе думала, поэтому уходила на работу, да? В голове ребенка всякие происходят связки. А теперь расслабляй мышцы в той области, где есть боль, раскрывай тело, точно так же как в предыдущей демонстрации было — и смотри, какая энергия выходит, какого цвета?
— Красный!
— Этот цвет тебе нравится?
— Нет.
— Какое у тебя эмоциональное восприятие этого цвета?
— Страх, просто ужас.
— Обычно цвет вызывает ту же эмоциональную реакцию, что и эпизод. Теперь смотри на этот красный цвет, создавая эмоциональное состояние страха, ужаса — и очень сильно раскрывай тело. Сильнее расслабь мышцы живота, копчик, крестец, руки-ноги обязательно, область промежности, область матки, вот так. Видишь поток?
— Да.
— Ты должна расслаблять тело до тех пор, пока поток станет очень сильным. Чем сильнее, тем лучше. И теперь, когда тело расслабляется, смотри тот эпизод, когда мама уходила и ты оставалась одна — и либо интенсивность потока возрастет, либо цвет станет более темным. Что у тебя?
— Поток возрастает.
— И ты еще больше расслабляй и смотри еще больше в этот эпизод, переживая страх. Но вся концентрация идет вместе с тем на отпускание энергии.
— Еще вот тут боль возникла.
— Да, это связано с теми же самыми эпизодами. Открывай мышцы здесь, в солнечном сплетении также, расслабь место новой боли и место, где боль была вначале и соедини эти точки, и расслабляй сразу обе эти точки, так чтобы они соединились — и тогда поток усиливается и твое волнение вместе с ним уйдет… Вот и хорошо. А теперь продолжай усиливать поток, расслабляя тело и поглядывая в те эпизоды, где был страх — когда мама уходила и что-то еще происходило…
— Страх уходит.
— А ты все равно продолжай расслаблять тело и смотреть на поток и подставлять туда новые эпизоды — другие из этой же серии. Так. Смотри на какой-нибудь пугающий эпизод, подумай о том, что ты останешься одна — сильнее раскрывай и думай, что ты останешься одна и дальше — и очень сильно расслабляй тело — и вспоминай еще все свои страхи и все эпизоды, где была угроза, что ты останешься одна. В результате такой процедуры человек может сколько угодно думать, что он останется один — и никакого страха. Все равно, одна или с кем-то — какая разница. Уже не страшно?
— Нет.
— Вот и молодец. Вот это гарантия, что боль не будет возвращаться. Если эту процедуру не сделать, то любая мысль вроде «я останусь одна» будет снова вызывать боль. А так — с одной стороны, исчезает повод, мотив для боли, а с другой стороны, нет боли — так не будет подпитываться страх. Вот так и разрывается этот замкнутый круг. Как себя чувствуешь?
— Хорошо.
Демонстрация 3. Зубная боль.

— Зубная боль — это интересная задача. Расслабь мышцы в области больного зуба, сконцентрируй там внимание и немного усиль боль. Если даешь внимание своей боли, то она начинает усиливаться. Расслабь там мышцы вокруг — в десне, в окружающих тканях — всегда есть что-нибудь такое, что может дать ощущение напряженности или расслабленности. Притворись, что там что-то расслабляется (так можно работать, например, с болью в костях, где расслаблять в обычном понимании совершенно нечего). — Ну надо же, действительно расслабляется! — Да. А теперь расслабляй дальше, что-то на поверхности тела, в челюсти, на самой поверхности — и соедини эти точки внутри и снаружи, расслабляя то, что между ними. Создавай такое ощущение, как будто точка на поверхности прозрачна. Возьми теперь симметричную точку и представь себе, что сквозь эти точки (слева и справа на деснах) как бы стержень проходит. Теперь преврати этот стержень в цилиндр и расслабляй все это пространство. Создай ощущение, как будто этот цилиндр полый — и вот он раскрывается. Прекрасно. Что оттуда вытекает? — Какой-то поток. — Смотри, какого он цвета? — По-моему, прозрачный: -Правильно. Продолжай, продолжай. Отвлекаясь, ты разрушаешь процесс, здесь важна концентрация. Остановить внутренний диалог, ничем не заниматься, не думать — и только концентрироваться таким образом. Получается? — С двух сторон вытекает. — Хорошо. Здесь, в челюстях, бывает много напряжения, потому что когда мы беспокоимся, мы слегка сжимаем челюсти, видели, как у людей там мышцы напрягаются — есть даже такое выражение: «желваки ходят». Там набирается очень много повреждающей энергии, и она должна вытекать. Получилось? — Получается. — Продолжай дальше! — Все вытекло. — Что с болью? — Она сейчас как будто далеко-далеко, приглушенная. — Она закрылась. Зачем ты так делаешь? Никогда нельзя заканчивать работу, пока остается хоть какой-то дискомфорт. Снова раскрой — и доберись своим вниманием до центра этой приглушенной боли. Раскрой там все, и смотри: опять начинает вытекать! — Да. — Ну вот. Нельзя выходить из медитации. Я говорю с тобой, но ты должна слышать меня из внутреннего пространства и продолжать процесс! Если уж ты вошла в процесс, то что бы там ни происходило вокруг — телефон звонит, кто-то тебя зовет — ты должна завершить начатое. Что стало с зубной болью? — Кончилась. Вопрос из группы: — Такое впечатление, что у меня два потока не соединяются. Они перемещаются, а соединиться не могут. — Их нужно не соединять, а расслаблять тело между ними до тех пор, пока они не станут сближаться. Когда ткань между ними расслабляются, она как бы исчезает. Она перестает чувствоваться, и возникает такое ощущение, как будто расстояние между точками исчезает, и они соединяются. И это означает, что вы раскрыли всю эту область. Если мышца расслабляется, она раскрывается для энергии, и тогда возникает сильный поток. А вы на нем концентрируетесь, и вся энергия начинает трансформироваться.

 


[1] Эти демонстрации выполнялись во время тренинга, поэтому часть комментариев адресована группе. Статья опубликована в сб.: «Психотерапия в социальной работе». Ярославль, 2004.

Ближайшие тренинги

23-26 июня Центр практик Марка Пальчика, Новосибирск

Модуль I. Как решать личные и деловые задачи с помощью внутренних изменений

Подробнее
25-28 июня Благовещенск

Модуль VI. Управление денежными потоками

Подробнее
28 июня-1 июля Центр практик Марка Пальчика, Новосибирск

Развитие навыков стрессоустойчивости (БОЧКИ)

Подробнее
5-8 июля Санкт-Петербург

Модуль I. Как решать личные и деловые задачи с помощью внутренних изменений

Подробнее
7-8 июля Москва

Практикум. Решение актуальных задач

Подробнее
7-10 июля Минск

Модуль VI. Управление денежными потоками

Подробнее
09 июля Москва

«Квантовый путь познания» — метод решения личных и профессиональных задач

Подробнее
21-24 июля Москва

Модуль II. Управление событиями в бизнесе

Подробнее
21-24 июля Москва

Модуль I. Как решать личные и деловые задачи с помощью внутренних изменений

Подробнее
16-29 августа Перу

Стратегия жизни: путь к себе. Уроки древних цивилизаций или по следам империи инков.

Подробнее
23-26 августа Москва

Модуль I. Как решать личные и деловые задачи с помощью внутренних изменений

Подробнее
8-9 сентября Москва

Решение сложных задач

Подробнее
12-15 сентября Центр практик Марка Пальчика, Новосибирск

Развитие навыков стрессоустойчивости (БОЧКИ)

Подробнее
21 - 24 сентября Москва

Модуль I. Как решать личные и деловые задачи с помощью внутренних изменений

Подробнее
22-27 сентября Екатеринбург

Тренинг экстремального обучения «пАрные бочки»

Подробнее
29-30 сентября Москва

Решение сложных задач

Подробнее
17-20 октября о.Иерро (Испания)

Модуль I. Как решать личные и деловые задачи с помощью внутренних изменений

Подробнее
20-23 октября Москва

Модуль VI. Управление денежными потоками

Подробнее
23-28 октября о.Иерро (Испания)

Тренинг на Канарских островах

Подробнее
3-4 ноября Москва

Энергетическое взаимодействие руководителя и команды

Подробнее
24-25 ноября Москва

Как создается будущее

Подробнее
7-10 декабря Москва

Модуль I. Как решать личные и деловые задачи с помощью внутренних изменений

Подробнее
21-22 декабря Москва

Предназначение и поиск смыслов

Подробнее
error: Content is protected !!